УЧЕБНЫЙ КАБИНЕТ В ТРЕХ ИЗМЕРЕНИЯХ
Давайте переставим парты!
Предлагаемый вариант расстановки учебной мебели поможет провести уроки с различными формами вербальной и письменной работы гораздо более эффективно
Знакомая картина: ученики сидят за столами, расставленными рядами, а учитель организует работу класса у доски. Однако при такой расстановке мебели в кабинете использовать интерактивные формы работы, например, провести дискуссию, чередующуюся с обсуждением в малых группах, сложно. Чтобы увидеть лица говорящих одноклассников, сидящим за первыми партами детям нужно поворачиваться назад, а с задних парт видны только затылки отвечающих – какой уж тут общий разговор…
Призывы учителя «слушать внимательно своих одноклассников» никак не изменяют ситуацию: заинтересованно слушать стоящего
к тебе спиной человека сложно, гораздо удобнее общаться с соседом по парте – его и слышно, и видно... Что же делать?
Квадратный круг
Предположим, в кабинете 15 парт – три ряда по пять, то есть в классе свободно рассаживаются 30 учеников. Чтобы создать комфортную атмосферу для дискуссии, парты можно расставить по периметру класса, но не так, как это обычно делается для проведения официальных заседаний. Мы предлагаем расположить посадочные места внутри получившегося квадрата. При этом со стороны двери нужно оставить место для прохода внутрь образовавшегося пространства. В результате из парт образуется подобие квадрата, тремя сторонами соприкасающегося со стенами класса. Стулья расставляются внутри квадрата, один из них – для учителя. Для составления такого квадрата обычно хватает 12 парт – по три на сторону, а оставшиеся три парты можно поставить как зеркальное отображение стороны, ближайшей к доске. Эти посадочные места будут необходимы при работе!
Большую часть урока учитель и дети сидят лицом друг к другу, а парты и столы остаются за спиной. Все так располагают свои стулья, чтобы было удобно, и в результате образуется обычный круг общения. В нем легко могут уместиться и тридцать, и даже сорок человек, ведь стулья можно подвинуть вплотную друг к другу, не обращая внимания на парты.
Способы работы
1. Удобнее всего при такой расстановке парт проводить различные дискуссии, обсуждение интересных проблем. Дело в том, что при этом все участники разговора видят лица друг друга, причем учитель выполняет роль координатора разговора, а не главного (а порой и единственного!) его участника. Ребята имеют возможность обращаться непосредственно друг к другу, а не к педагогу, ожидая лишь его реакции на свои слова. Правда, этого удается добиться не сразу, особенно если класс привык общаться только через учителя, который комментирует высказывания всех учеников и только потом дает слово следующим выступающим.
2. Во время дискуссий часто требуется быстро организовать работу в малых группах, для этого такая расстановка парт тоже очень удобна. Достаточно предложить разбиться на три-четыре группы, и дети тут же передвигают стулья, образуя соответственно три или четыре мини-круга. Учитель либо остается на своем месте и консультирует группы при необходимости, либо присоединяется к одной из групп. При этом нет нужды передвигать парты, что обычно занимает много времени и сопровождается сильным шумом и спорами. Как только работа в малых группах заканчивается, все участники снова берут стулья и возвращаются в общий круг.
3. Иногда во время дискуссии требуется сделать определенные записи, что-то осмыслить самостоятельно. Для этого можно просто развернуть стулья на 180 градусов, и каждый оказывается в удобной позиции для работы с книгой и тетрадью. Учитель же имеет возможность подойти к любому ученику, помочь, дать необходимую литературу, если требуется. И очень просто снова вернуться к общему обсуждению, достаточно только развернуть стулья.
4. При такой расстановке мебели удобно проводить устную работу в парах сменного состава. Стулья разворачиваются попарно друг к другу, а когда пары готовы перекомпоноваться, достаточно перейти внутри круга на новое место – не надо обходить по проходам между рядами.
Риски
Прежде чем начать работу при новой расстановке парт, нужно обговорить с ребятами и новые правила, необходимые для того, чтобы на занятии было интересно всем. Например, объяснить, что при этом всех хорошо видно, причем не только тех, кто хочет ответить, но и тех, кто предпочитает беседовать с соседями, не участвуя в общем разговоре. Поэтому те, кто предпочитает общей работе беседу с соседом, очень мешают всем, а не только учителю. Разговор о новых правилах лучше организовать в самом начале первого занятия с такой расстановкой, но если дети в этот момент еще не поймут необходимости принятия общего договора, можно организовать это обсуждение после первого возникшего в классе конфликта.
При описанной выше расстановке парт есть и другие риски, особенно часто возникающие при первом ее введении.
Например, учитель должен обратить внимание на девочек, которые могут стесняться сидеть в кругу в коротких юбках. Чтобы избежать этой проблемы, лучше заранее предупредить класс о том, что на следующем занятии все будут сидеть в кругу. Объяснить зачем: так легче общаться, проще понять друг друга, а значит, урок будет интереснее.
Всегда находятся ребята, которые не хотят участвовать в общей дискуссии. Причины их нежелания могут быть абсолютно разными, но учитель обязательно должен пойти им навстречу: нельзя насильно заставить человека думать, а тем более – делиться своим мнением с другими. Обязательно найдутся и те, кто нарушает общую работу, не соблюдает оговоренных правил. Другие не будут готовы к общему разговору, например.
Работа с рисками
Во всех вышеописанных случаях учителю очень пригодятся парты, которые поставлены вне общего поля (в нашем случае их три, но можно сделать и другое количество). Тем, кто не готов к уроку, не хочет участвовать в дискуссии или нарушает дисциплину, предлагается пересесть из общего круга за эти «внешние» парты и заниматься самостоятельно. Это правило обязательно нужно оговорить с ребятами заранее, объяснив, почему оно необходимо. Важно, чтобы каждый ученик понял, что это не наказание, что переход обратно в круг возможен, если тот, кого попросили пересесть, нашел в себе силы (желание, возможности) принять участие в общем разговоре.
Как правило, сначала в каждом классе оказываются несколько человек, которые хотят сидеть отдельно, особенно если учитель при этом сидит к ним спиной (чаще всего именно так и происходит, так как педагог инстинктивно выбирает для себя место поближе к доске). Во время общей работы эти ребята пытаются отвлечь на себя внимание класса, но если работа построена интересно, им это не удается. Более того, они достаточно быстро начинают пытаться участвовать в общем разговоре, но учитель не дает им этого сделать, объясняя: пересесть в круг можно, если ученик готов к коллективной работе, если нет – лучше продолжать выполнять индивидуальное задание.
Конечно, задания для ребят-индивидуалов должны быть приготовлены заранее.
Гости на уроке
Отдельно необходимо отметить, что если на такой урок приходят любые гости (директор школы, коллеги, методисты, родители), то для них стоит подготовить места в общем круге. Дело в том, что любой сидящий за спинами ребят взрослый человек воспринимается ими как скрытая опасность, и дети начинают работать гораздо хуже, чем обычно. Когда урок проводится в классе с партами, расположенными рядами, это не так заметно, потому что почти у всех ребят кто-то есть за спиной, и когда гости садятся на задние парты, это вполне естественно.
Предложение сесть вместе с учениками часто воспринимается в штыки, поэтому нужно заранее продумать, как объяснить, что это необходимо. Например, можно сказать гостям, что, находясь в круге, они могут при желании высказать свое мнение, задать вопросы детям – сидя в круге это будет сделать гораздо удобнее, чем откуда-то со стороны. Гостям нужно заранее рассказать и о правилах, которые существуют при этой работе. Это поможет им быстрее понять, что происходит на уроке.