Третья четверть: пик утомляемости
Самый тяжелый месяц в году – февраль. Самый трудный день недели – четверг. Динамика работоспособности хорошо изучена, однако никаких оргвыводов из этого почему-то не делается..
Февраль. Снижение работоспособности, повышение утомляемости, дефицит витаминов, нехватка солнца. Люди ходят полусонные, и сил, кажется, уже нет.
Именно в этот период стоило бы снизить учебную нагрузку, но куда там! Третья четверть для всех,
кто в школе, самая ответственная, самая напряженная, самая насыщенная. Более того, именно сейчас проходят собеседования с аттестующимися учителями; именно в феврале неуспешных детей направляют
на психолого-медико-педагогическую комиссию…
Как ни странно, такое распределение годовой нагрузки в школе воспринимается как само собой разумеющееся. Но специалисты бьют тревогу.
Марьяна Михайловна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО, на днях провела пресс-конференцию в РИА «Новости».
Тепло/холодно
…Начать что-то делать и тут же отвлечься. Отложить дело на потом и забыть про него. Обидеться по пустячному поводу и не сдержаться в разговоре. А еще вялость, трудность засыпания, снижение памяти и концентрации внимания – все это, по мнению специалистов-физиологов, приметы февральской депрессии.
В феврале все намного сложнее. Если учитель работает только сердцем, ему становится совсем невмоготу. К эмоциям надо прикладывать голову. Надо уметь понимать свое состояние. Конечно, нельзя просто приказать себе: «Улыбайся!» Но аутотренинг тут очень помогает. Это, кстати, первый курс, который получают будущие педагоги в Америке. Профессионал тот, кто в момент, когда дети в классе «на головах стоят», может на минуточку отвернуться к окну, грамотно расслабиться и вернуться в ситуацию уже не обескураженным человеком, а человеком с улыбкой.
А вот постоянно жесткое лицо, может быть, и защищает педагога, но признаком профессионализма не является. Исследования подтвердили: плотно сжатые губы и строгий взгляд люди инстинктивно воспринимают как угрозу. В ходе эксперимента «Ледяное лицо», например, выяснилось, что на холодный взгляд взрослого ребенок негативно реагирует уже с трех месяцев и пытается изменить ситуацию лепетом, движениями, плачем.
Снизить риски можно
Страдают февралем и дети. Все бледные, все с синяками под глазами. Многие теряют в весе, а ребенок не должен худеть. Надо понимать, что возможности детей в феврале сильно снижаются. Нам кажется, ребенок не старается, а он не может. Самый проигрышный вариант – начать корить. Надо – поддержать. Придать уверенности. И главное – подумать о распределении времени и нагрузки. Это и есть следствие умения видеть и понимать состояние ребенка.
Неверно думать, что пяти-восьмиклассник должен работать больше и лучше, чем ученик начальной школы. Напротив, в период активного физиологического созревания состояние детей ухудшается, их возможности снижаются. Ребенок растет, строит себя, врастает в жизнь – это «удвоенный труд развития», по выражению Януша Корчака, который был не только педагогом, но и врачом. Он писал: «Уважайте тайны и отклонения тяжкой работы роста». Уважаете – значит, учитываете.
Но вот мы знаем, что февраль – самый трудный месяц учебного года, но почему-то не стремимся распределить учебный материал так, чтобы ничего сложного и особо существенного в этот период не изучалось. Нам бы лучше остановиться и подтянуть то, что оказалось проблематичным для усвоения в предыдущие месяцы учебы. Переключиться на эмоционально-творческую деятельность. Далее. Мы могли бы выбрать более щадящие формы уроков, например уроки-экскурсии. Постарались бы снизить градус требовательности и настойчивости в отношениях с учениками.
Иначе говоря, сознательно минимизировали бы риск возникновения у учеников неврозоподобных явлений. А в своей работе – риск появления нештатных ситуаций.
Двадцать восемь замечаний за день
Что утомляет? Сухое, неэмоциональное преподавание. Обучение только по чужим мыслям. Фронтальные формы урока. Ситуации неуспеха. Нехватка положительных эмоций. А ведь дети сразу откликаются, когда с ними советуются, когда их мнения спрашивают.
Убить мотивацию очень легко, а вот преодолеть нежелание очень сложно. Почему убивается познавательная потребность? Ответ есть: это неадекватность условий, требований, методик возможностям и потребностям человека. Но его постоянно корят за несоответствие тому, что неестественно.
Вы скажете, мы все учились и все это переживали – так было всегда. Конечно. Но знания о ребенке в науке прирастают, в обществе популяризируются, и пора что-то менять. Разумеется, в сторону ребенка, а не в сторону инноваций.
Грамотный педагог любую инновацию пробовать не будет, для него важнее ребенок, а не технология. Грамотный педагог не скажет, что для пятерки по его предмету надо каждый день по три часа решать дома задачи. А безграмотному педагогу ребенок не нужен, ему нужен результат любой ценой.
Но грамотных мало. Почему? В нашей стране не было длительных благополучных периодов социального существования на протяжении ста лет. И сейчас, как и 20, и 40 лет назад, стопроцентно-здоровых детей 20–25%. Большинство – с различными отклонениями в состоянии здоровья. Нарушение осанки, лор-патологии – все это сказывается на функциональном состоянии и возможностях ребенка. Да, сегодня работают разные системы социальной поддержки детства, однако по-прежнему бережного, понимающего отношения к детям нет.
По силам – это с удовольствием
Мы редко учитываем желание детей, не даем им вариантов, не умеем разбудить потребности, зато умеем ломать и заставлять. Нагрузки учебного процесса, безусловно, несоразмерны возможностям детей. Есть данные: в лицеях и гимназиях, где суммарная урочно-домашняя нагрузка 14–16 часов в день, заболеваемость выше, чем в общеобразовательных школах. Однако именно специализированных школ разного профиля становится все больше, они востребованы родителями. Плюс дополнительное образование. Детям очень тяжело.
…А февраль – пик утомляемости. Но постарайтесь заметить: февральская метель. Февральские праздники. Февральская лазурь...