Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Четыре гимна на одну школу

Обрядовые и словесные формы пионерской организации ушли в прошлое, но как обойтись без подчинения детской жизни государственной идеологии? Для поддержания и развития у учащихся чувства гражданской ответственности в школах в обязательном порядке введены новые обряды и ритуалы. Однако не стоит забывать, насколько важен эстетический аспект ритуального действа: красиво то, что уместно; то, что в меру.
Нам пришло письмо:

«В нашей школе практикуется ежеутреннее поднятие школьного флага и исполнение школьного гимна стоя. Это ладно. Есть «Зал символики», отдельный кабинет для флагов, гербов и гимнов (государственных, региональных, муниципальных и школьных) – пусть, куда ни шло, хотя и в классах висит их печатное изображение.
Но вот начинается очередное школьное или межшкольное мероприятие, и все эти флаги и гербы торжественно выносятся, гимны исполняются один за другим, причем школьный гимн идет с речевками и закличками, с элементами интерактивности, что по идее должно помочь донести до учащихся и педагогов ценности школы и модели правильного поведения. Но все это напоминает механическую «обработку» сознания. Имеет привкус фальши, и многим детям и родителям очень не нравится. Да, еще ведь есть гимн, флаг и герб у каждого класса, и по окончании конкурса все это бурно выносится и предъявляется классом-победителем.
Я понимаю, что «знаки и символы управляют миром», знаю, что это сказал Конфуций, но уж очень все это грубо выходит. Или культура школьных организаций так и должна выглядеть?»

Мы обратились к специалисту, и Дмитрий ИВАНОВ, главный редактор сайта «Геральдика Сегодня», секретарь Гильдии геральдических художников, ответил нам:
– Никакой закон не обязывает выслушивать государственный или какой-то иной гимн в обязательном порядке по любому случаю. Четыре же гимна подряд – это и вовсе за пределами здравого смысла. Во всех случаях достаточно какого-то одного гимна, наиболее уместного в данной ситуации. Скажем, государственный гимн исполняется 1 сентября, в общенациональный День знаний; школьный гимн  – на внутришкольных мероприятиях.
Кстати, на сайте «Геральдика Сегодня» – www.geraldika.ru/ – помимо правил использования государственных атрибутов, можно прочитать и это: «Корни геральдики уходят в средние века, когда требовалось получить информацию о человеке, зачастую не видя даже его лица, закрытого шлемом. По этой причине геральдическая символика была легко читаемой, без сложных рисунков и надписей, зато с крупным цветным полем». Но и с точки зрения адекватности школьного гербо- и флаготворения было бы разумным использовать и тиражировать на майках, буклетах, бейджах и грамотах определенный цвет школы и несложный символ. Цветок – как символ юности, например, солнце – как источник света, и этого достаточно.
А то получается, что «Положение ОУ о символике и атрибутах» есть, а реальной культуры патриотического воспитания нет.
Увы, но так можно получить результат, обратный желаемому.

Рейтинг@Mail.ru