Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2009
Третья тетрадь
Детный мир

Болсуновская Надежда

Опять грамота за победу...

Проблемы «олимпиадного ребенка

Олимпиад для школьников проводится все больше, однако ни для кого не секрет, что талантливые дети зачастую становятся заложниками амбиций взрослых. Недавно мне довелось разговаривать с очень способным мальчиком, который отказался ехать на второй тур олимпиады:

– Надоело. Каждый год все повторяется: полгода тренируйся, потом опять листочки с заданиями, опять те же ребята из других школ, то же жюри, и опять грамота за победу – у меня их вон уже сколько. Пусть едет тот, кто хочет, кто ни разу не был.

Справедливо. Но школе-то нужны призовые места! Типичный пример: ученица берет семь первых мест и несколько вторых на олимпиадах по всем предметам. Отличница, она уже привыкла оправдывать ожидания родителей и школы.
Словосочетанием «ожидание результатов» можно выразить истинный смысл олимпиадных процедур, несмотря на то что мы находимся в поле педагогики, а не спорта. Отсюда многие травмирующие ситуации.
Дети-участники перегружены ответственностью. Не за себя. Им все уши прожужжали про честь школы, баллы и рейтинги. Сюда же родительское «без первого места не приходи» и «помни, сколько в тебя уже вложено». Страх ответственности трудно преодолеть даже очень умному ребенку. Может наступить ступор.
Дети-участники и сами настроены на демонстрацию лучших результатов. Их амбиции подогревались загодя, и в воображении ребенка уже мелькают картины триумфа. Момент проигрыша для них ужасен.
Но даже если ребенок вернулся с олимпиады с грамотой или медалью, он не застрахован от негативных переживаний. Об одном ничего в школе не сказали, на доске объявлений не написали, в классе не похлопали.
Другого, наоборот, захвалили, задарили, на телевидение потащили, гордостью школы назвали. До звездной болезни довели, до капризов и высокомерия. Забыли, что «олимпиадные дети» – это прежде всего дети, и работа с ними – большая педагогическая проблема.
Проверим хотя бы некоторые наши позиции. Во-первых, олимпиада для ребенка – это проба сил, а не место, где «ставки сделаны, ставок больше нет». К победе или проигрышу в олимпиаде взрослые должны относиться ровно, реагировать адекватно. У себя в гимназии, например, мы раз в год проводим Светский раут, на котором чествуем победителей всех соревнований года – с фанфарами и гостями. Этого достаточно.
Второе. Эти дети хоть и выделяются, но имеют право на ошибки и не­идеальное поведение. Не дело говорить: «Олимпиаду выиграл, а подрался (таблицу умножения забыл)». Их нельзя лишать права просто жить: играть, гулять, общаться со сверстниками – всего того, что нам может казаться не полезным и не важным.
…Ярких детей не так уж много. И пусть они светят.

 

Рейтинг@Mail.ru