О ЧЕМ ПИШУТ, ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
А.В.Карпов
Ты умеешь хорошо учиться?!
СПб.: Речь, 2007
На вопрос, вынесенный в заглавие, далеко не все школьники с уверенностью ответят «да». Вот на этих не всех книжка и рассчитана по замыслу автора. Сначала он помогал учиться собственным детям, компенсируя недостатки массового школьного образования, а потом стал заниматься и с чужими. Одним словом, в книжке собран многолетний опыт педагога, специализирующегося на домашнем образовании. Именно так, длинно и неуклюже, но слово «репетитор» – тот, кто натаскивает и набивает знаниями детские головы, – здесь не годится.
Алексей Карпов предлагает ученикам множество эффективных алгоритмов, стратегий, приемов для того, чтобы самостоятельно и осознанно работать с учебным материалом. С учетом собственных неповторимых особенностей: «Ты можешь уверенно и гораздо лучше других сам определить себе ритм и режим своей учебы. Ты можешь взять это в свои руки – с учетом расписания в школе, требований родителей, программы и так далее. Никто за тебя и лучше тебя этого не сделает». В некоторых случаях автор даже упоминает о том, что, например, использование блок-схемы буквально за три занятия помогло ученице преодолеть многолетнее непонимание предмета, а его собственному сыну этот способ совершенно не подходит.
За годы преподавательской деятельности автор хорошо изучил проблемы детей, ведущие к неуспеваемости: страх, неуверенность в себе, неумение удерживать цель и организовать свое время… И предлагает читателям не пугаться и не опускать руки, а с помощью совершенно конкретных методик преодолевать эти трудности, относясь к учебе «как к приключению».
Книжка может быть полезной не только ученикам, но и учителям и родителям. Помимо эффективных приемов обучения у автора можно с благодарностью позаимствовать тон и стиль обращения к ребенку – деловой, доверительный, вдохновляющий.
Психологическая
помощь мигрантам
М.: Смысл, 2002
Сборник создавался как учебник для психологов и социальных работников, поэтому для педагога будет не самым легким чтением. Но терминологические трудности вполне преодолимы, особенно если учесть совсем небольшой выбор содержательной литературы по этой теме. Здесь же помимо всестороннего анализа проблемы представлены авторефераты исследований западных и российских ученых, диагностические методики, программы по практической работе с мигрантами и даже тексты брошюр из серии «Психологическая библиотечка мигранта».
Учителю, конечно, не стоит подменять собой психотерапевта и проводить сеансы арт-терапии, программа которых подробно описана. Зато из объяснений специалистов и приведенных в книге высказываний и рисунков детей-мигрантов он может гораздо лучше, чем на обычном бытовом уровне, понять, что происходит с ребенком, пережившим стресс (потерю близких, теракт, смену социокультурной среды). Что он чувствует при этом, как меняется его состояние с течением времени, какие реакции могут проявляться в поведении.
Некоторые главы книги, содержащие советы родителям, можно и нужно принять к сведению педагогам, например, «Если ваш ребенок боится». Эти фрагменты написаны простым, доходчивым языком, содержат информацию о возможных проблемах и описание того, как взрослый должен вести себя с ребенком, пережившим «утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию». Они очень пригодятся и при работе с родителями таких детей – ведь зачастую учитель становится единственным источником психологической помощи, особенно в провинции.