ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
В фокусе исследования
Специалисты ГУО «Минский областной институт развития образования» исследовали предпосылки
и проявления типологизации учеников, так называемого «навешивания ярлыков» – явления, весьма распространенного в школьном обиходе. О результатах рассказала кандидат социологических наук Татьяна Липай.
Возьмем такую проблему образования, которой придается большое значение, – проблему социального выбора. По утверждению исследователей, она должна решаться путем выстраивания гуманистических взаимоотношений в триаде «руководитель – педагог – ребенок». Определяющая роль должна принадлежать внутренней духовной взаимосвязи между ценностными ориентациями педагога и ребенка. Однако в реальной образовательной практике чаще наблюдается шаблонный подход.
Исследования показывают, что в процессе социального взаимодействия люди типологизируют друг друга. Прежде всего – учителя учеников. На основании их отношения к учебе, степени общественной активности, уровня учебных достижений, личностных особенностей и особенностей формирующей их микросреды.
Такая типология может иметь место, если она изменяется вслед за развитием ребенка и в соответствии с результатами этого развития, однако чаще всего этого не происходит. Ребенок растет, развивается, меняется, но продолжает восприниматься не как личность с ее специфическими особенностями, а как человек, который соответствует или не соответствует нормам и требованиям. Все, что в ребенке не совпадает с заданными параметрами, определенным образом маркируется, на ребенка навешивается ярлык – неспособный, лентяй, гиперактивный и так далее.
Исследование, которое велось как в столице, так и в больших и малых городах, селах, показало: социально неодобряемую «маркировку» (кличку, прозвище, оценочный ярлык) в школе получают почти все дети. Причем учителя «припечатывают» детей чаще, чем соученики, 43,1 и 39,3% соответственно. В целом же на существование ярлыка указывают 75,86% респондентов-учащихся.
Разумеется, прежде всего это мальчики и девочки из неблагополучных семей. И далее все, кто не вписывается в круг предъявляемых требований.
Вывод: чтобы ограничить поведение ребенка заданной извне схемой, педагог или образовательная общность изначально ставит на личность печать.
Более того, в образовательной среде такая типологизация воспринимается как обыденное явление. Между тем печать эта, как показывает повторное исследование, проведенное через пять лет, оказывает сильное и длительное влияние на человека, и можно утверждать, что школа, детская общность успешно закрепляют отклонения в поведении индивида.
Таким образом, школе нужны программы по реабилитационной профилактической поддержке детей, отнесенных социумом к определенному типу.