ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
Забыть о зубрежке!
Прием, о котором мы сегодня рассказываем, поможет учителю выяснить, понимают ли ученики изучаемый материал. И даст возможность развить личное знание ребенка
Не секрет, что, отвечая на вопросы учителя на уроках,
ученики чаще всего пытаются догадаться, какого ответа
от них ожидают. В результате то, как на самом деле
они понимают учебный материал, остается скрытым от педагогов. Однако рано или поздно наступает момент, когда никто не подскажет (взглядом, жестом, интонацией) правильный ответ.
И тогда может оказаться, что реальное понимание очень далеко
от общепринятого.
К сожалению, это случается в самые сложные для учеников моменты – во время выпускных и вступительных экзаменов…
Как узнать, понимают ли ребята программный материал
или бездумно повторяют текст вызубренного параграфа?
Научить другого
Суть приема, который называется «научи другого», – создание ситуации, в которой дети объясняют материал тем, кто с ним еще не знаком. При этом истинное понимание (и непонимание!) выявляется само собой, поскольку слушающие легко разрушают иллюзию знания своими наивными настоящими вопросами.
Однажды девушка-одиннадцатиклассница, собиравшаяся сдавать на вступительном экзамене изучаемый у меня предмет биологию (и сдавшая его потом на «отлично» в два престижных вуза), объясняла другим, что такое дыхание растений. Она хорошо подготовилась и рассказывала совершенно правильно: «Растения дышат кислородом». Эта фраза была бы принята любым учителем, но не слушателями, которые не замедлили возмутиться: «Да ты что?! Всем известно, что растения дышат углекислым газом! Это животные дышат кислородом!» Таня, рассказчица, открыла учебник и показала остальным – она все сказала правильно. Но те не унимались, и через некоторое время она подошла ко мне: «Ольга Милославовна, а в учебнике-то ошибка! Здесь написано, что растения дышат кислородом, но, оказывается, всем известно, что они дышат углекислым газом!»
Так выяснилось, что моя лучшая ученица понимает биохимию дыхания и питания растений на обыденном уровне, путая дыхание с фотосинтезом, в процессе которого растения действительно поглощают углекислый газ. «Танечка, иди и поблагодари своих слушателей! Если бы не они, я бы ни за что не догадалась, что ты этот материал выучила, но не поняла, и возвращайся, я тебе объясню».
С тех пор Таня объясняла материал не только одноклассникам, но и ребятам из других классов, которым была нужна помощь, и даже организовала подобную группу самостоятельно, у себя дома, объясняла желающим химию. Каждый слушающий задавал ей какой-нибудь вопрос, над которым она еще не задумывалась, который заставлял девушку глубже разбираться в той или иной теме.
Рассмотрим некоторые возможные варианты использования этого приема.
Вариант 1.
Этот вариант можно использовать, когда педагог хочет помочь нескольким ученикам в классе более глубоко усвоить материал, например, если кто-то из ребят собирается изучать этот предмет в вузе, сдавать его в качестве вступительного экзамена или получить высший бал на ЕГЭ. Тогда эти ученики (не больше 4 в одном классе) становятся официальными подмастерьями учителя. Педагог приглашает их отдельно и предлагает выучить параграф, с которым класс будет знакомиться на следующем уроке. Причины такой просьбы могут быть разные, в зависимости от ситуации. Учитель должен заранее предупредить ребят: если при самостоятельной подготовке возникнут вопросы, с ними можно или обратиться до урока, или подойти за необходимой консультацией прямо во время урока. При такой формулировке вряд ли найдутся дети, которые откажутся помочь педагогу. Если же кто-то скажет, что ему будет трудно – не беда, нужно поблагодарить за честный ответ и согласиться: для такого отказа могут быть различные причины, их понимание важно для учителя.
Когда наступает время изучения нового материала, учитель объявляет классу, что объяснение будут проводить его помощники. Чтобы заинтересовать остальных и облегчить работу «подмастерьев», можно объявить конкурс на самого хорошего рассказчика – на самых внимательных и серьезных слушателей. Естественно, что победить в этом конкурсе может только команда слушатели – рассказчик.
При этом важно объяснить: по-настоящему можно что-то узнать, задавая вопросы на понимание, поэтому своих вопросов стесняться не нужно. А если рассказчики не смогут на них ответить, это не будет их виной, ведь они тоже учатся, и чем больше интересных вопросов по теме будет задано, тем лучше. Хорошо, если во время работы в группах учитель «уберет» себя из класса, например, сядет в дальний угол и начнет заполнять журнал, всем своим видом показывая, что он не имеет никакого отношения к объяснению.
Итак, объяснение материала ведется в нескольких группах, которые располагаются в кабинете в виде четырех «круглых столов»: никто не стоит при объяснении, никого не вызывают к доске. Если рассказчику-подмастерью задают слишком сложный вопрос, он может подойти к учителю и попросить помочь с ответом. Учитель тихо, чтобы другие не слышали, объясняет, рассказчик задает вопросы на понимание и доносит информацию своей группе. Если все рассказчики не смогли ответить на один и тот же вопрос своих слушателей, учитель собирает рассказчиков и им объясняет то, что оказалось непонятным. А потом они идут к остальным и объясняют им. Главное в этой работе – повышать авторитет рассказчиков.
Несколько подмастерьев в классе могут работать достаточно долго, все довольно быстро понимают выгоды такого способа работы. Можно приглашать ребят-старшеклассников и в младшие классы, используя тот же прием.
Вариант 2.
Если учитель хочет, чтобы весь класс оказался в позиции рассказчика, можно предложить (прямо во время урока или при подготовке к нему) первому варианту выучить один параграф, а второму – другой. После этого на уроке дать задание: объяснить соседу по парте то, что прочитал.
Этот вариант более массовый и потому более сложный. Особенно трудно мотивировать ребят на серьезную работу в парах. Однако при этом учитель может на одном уроке провести вхождение сразу в две темы, а на втором серьезно проработать их, опираясь на возникшие во время первого занятия вопросы, давая на них ответы, проведя дискуссию или мозговой штурм.
Вариант 3.
По этому принципу можно организовать дополнительные занятия с ребятами разных возрастов. Это особенно актуально в малокомплектных школах, когда такая работа необходима, но финансово подкрепляются только один-два часа в неделю.
Всем желающим повысить свою отметку по какой-то части изучаемого предмета предлагается объяснить материал младшекласснику (любому, по совместной договоренности) и доказать учителю, что его поняли. Пара приходит сдавать вместе, педагог задает младшему два вопроса по теме. Если младший отвечает хотя бы на тройку, старшему автоматически отметка за этот материал повышается на балл. А если не отвечает, учитель следит за реакцией старшего: после настоящей работы и объяснения он начинает пытаться ответить сам, переформулировать вопросы преподавателя, как-то подсказать своему партнеру…