Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2009
Вторая тетрадь
Школьное дело

МЕСТО В ШТАТНОМ РАСПИСАНИИ


Зеленова Лариса

За что отвечает психолог в школе?

Декларации и реальная практика в этом вопросе слишком разнятся

Психолог в школе – двадцать лет как не новость. Однако свою полезность и нужность школе психологам приходится постоянно доказывать. Например, выполнять поручения руководства, не требующие психологической компетенции; производить документы, не имеющие отношения к психологической службе; участвовать в проектах сомнительного свойства и так далее. Отсюда рукой подать до размывания профессиональной идентичности. Значит ли это, что развитие психолога как специалиста в школе невозможно? Об этом размышляют педагоги-психологи не только в России. Школьные психологи Германии делятся опытом создания своего профессионального профиля.

 

Как ни крути

Целесообразность присутствия психолога в школе все чаще ставится под сомнение, а с введением нормативно-подушевого финансирования у директоров школ появился объективный мотив для упразднения должности. Как правило, такое решение касается психологов, которые не обслуживают интересы администрации школы, не подключены к реализации проектов модернизации, не разрабатывают способы подсчета и измерений показателей, а «что-то там свое проводят с детьми и учителями».
Много говорят о разработке индикаторов и показателей в системе школьной психологической службы России – может быть, и разработают, но вопрос присутствия и функционала психолога в школе решается и будет решаться на месте.
«Психологическая служба полезна, если берет ответственность за обеспечение позитивной динамики показателей школы» – это пожелание выразил недавно заместитель министра образования и науки Исаак Калина. В переводе на рабочий язык – за обеспечение соответствующих документов, подтверждающих, например, что «показатели по правонарушениям, отсеву, жалобам изменились позитивно». Так что в реальности психолог – маленький человек службы по нормативу.

Возможен ли компетентный психолог в школе?

Однако в декларациях все по-другому. Психолог должен отвечать и за динамику жизни школы. Быть специалистом по программе ее развития. Он же отвечает за командообразование, потому что школа  – игра командная. За проектирование эффективных траекторий развития ученика и их осуществление. За легитимность образовательной среды, за оценку ее качества. И даже может и должен менять ее образ и стиль. Он должен вводить индексы толерантности, межэтнической напряженности, интеллектуальной мобильности…
Он все, он везде. А на поверку – нигде. Возьмем хотя бы один из желаемых параметров – участие школьного психолога в проектировании программ развития школы.
По данным российского мониторинга региональных психологических служб, лишь треть от общего числа психологов допускаются администрацией школы к разработке инновационных образовательных проектов. А в качестве равноправных участников – очень редко. Возможно, психолог не нужен, потому что работа над проектами идет только на бумаге. Но может быть, школьный психолог просто некомпетентен в сопровождении проектной деятельности, как то: не имеет представлений о поведении людей в проектной деятельности, о психологических аспектах формирования команды, о закономерностях группового мышления, об условиях для максимального включения участников в работу, об управлении межличностными отношениями в команде. Никто его к этому не готовил, а сам он подготовился к чему-то другому. Мышление не каждого психолога имеет проектный характер.
Но значит ли это, что «непроектный» не нужен школе? А «немониторинговый»? «Нетестовый»? «Некоррекционный»?

Небумажный специалист

По идее психолог нужен настоящий, умеющий работать с людьми, с каждым из участников образовательного процесса. Грамотный. Этичный. Независимый и влиятельный. Последнее хотелось бы подчеркнуть. Потому что профессиональное позиционирование педагога-психолога связано с его способностью работать с человеческими проблемами и как следствие – с умением видеть потенциал коллектива и прогнозировать тенденции его развития. Потому что психолог постоянно (вольно или невольно) осуществляет внутреннюю и внешнюю экспертизу текущих процессов и всегда имеет компетентное мнение об их влиянии на людей. Он знает навскидку, а не по замерам, что в школе хорошо и что плохо, что ей вредно, а что полезно. Он, безусловно, готов писать и предъявлять руководству еженедельные справки на эту тему и таким образом влиять на безопасность среды.
Только вот никому это не нужно, потому что «что же тогда начнется?». Нужны подтасованные под правильные слова мониторинги и графики. Псевдообследования, подтверждающие правильность решений администрации относительно учителей и детей. Немудрящие анкеты и немного умной терминологии. Нужен карманный психолог, загруженный срочной бессмысленной работой настолько, чтобы у него и мыслей о нейтральности и независимости школьной психологической службы не возникало.
…Никому не нравятся школьные психологи? Им не доверяют? Психологов дер­жат на побегушках? Но ведь их подбор напрямую зависит от того, что именно в нашем образовании принято считать настоящим, правильным и человечным.

Рейтинг@Mail.ru