Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2009
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


Кирилова Светлана

Ирина Абанкина, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ: «Все риски образовательного кредитования пока переложены на семьи»

В начале года выпускники и их родители еще раз уточняют стратегию поступления в вуз. Бюджетное отделение или платное? И еще: можно ли в условиях финансового кризиса учиться в кредит, как это предусмотрено в Законе РФ «Об образовании»?

Финансовый кризис в России изменил многое. Сорвался эксперимент по образовательному кредитованию, поддержанный Министерством образования и науки РФ. Его суть состояла в том, что дешевые кредиты на учебу в вузе выдавались студентам
под поручительство компании «Крейн» с гарантией Министерства образования и науки. После 2010 года на основе эксперимента планировалось разработать всероссийскую программу государственного образовательного кредитования.
Все закончилось значительно раньше. Осенью 2008 года студенты, обучавшиеся в кредит, не получили от банка обещанных денег. Банк «Союз» – главный банк программы «Кредо» в Москве – поменял собственника. Новые хозяева пока решают, нужна ли им программа льготного образовательного кредитования или от нее стоит отказаться. А Министерство образования и науки РФ оказалось в стороне. Оно должно было компенсировать компании-поручителю «Крейн» 10% от каждого невозвращенного студентами кредита. Случилось наоборот: именно банк в разгар учебного года не перечислил деньги на обучение студентов. Мысль, что понадобится защищать студента, при разработке проекта никому не пришла в голову.
Между тем за прошедшие годы количество студентов, обучающихся за плату, в России уже сравнялось с числом бюджетников. На первых курсах престижных российских вузов  – таких как Высшая школа экономики или РЭА им. Плеханова  – соотношение тех, кто платит, и тех, кто учится бесплатно, составляет 50 на 50.
Растут и цены на высшее образование. Известие о том, что в 2009 году они будут снижены, относится лишь к небольшим региональным вузам, которые боятся потерять студента. Участники последнего съезда Союза российских ректоров договорились лишь заморозить цены на обучение: они и так опережали общероссийский рост цен примерно на 12–18%. Стоимость обучения на факультете мировой экономики ГУ-ВШЭ по-прежнему составляет 313 тысяч рублей в год, в РЭА им. Плеханова на всех факультетах – 200 тысяч рублей в год.
Поэтому большинству студентов этих факультетов не помешал бы банковский кредит. Как, впрочем, и тем их сверстникам, которые просто не могут обременять родительский бюджет. В начале 2009 года начали появляться первые оптимистические прогнозы. Например, такой: все вот-вот наладится, программы кредитования якобы будут переданы устойчивым банкам – Сбербанку и ВТБ 24.
А это значит – абитуриенты и их родители снова смогут брать образовательные кредиты. Что на это отвечают эксперты? Какие прогнозы делаются специалистами относительно образовательного сектора рынка кредитных продуктов в России?

 

– В 2009 году мы входим в полосу финансового кризиса. Многие эксперты сегодня говорят о том, что даже если кризис будет быстро преодолен, за подъемом последует еще один спад. Скорее всего на будущее нас ждет чередование циклов: подъем–спад. Но период этих подъемов–спадов, безусловно, будет сопоставим с длительностью обучения в вузе по программам бакалавра и магистра. Выбирая вуз и принимая решение о способах оплаты, старшеклассникам и их родителям надо помнить: они принимают решение на непредсказуемый период. Детям, которые будут поступать в вузы в этот год, предстоит получать высшее образование, безусловно, в эпоху кризиса.

– Программа дешевых кредитов «Кредо» прекращает свое существование. Однако снова пошли разговоры, что можно будет получить образовательные кредиты. Так ли это?
– Образовательные кредиты предоставлялись населению все время, начиная с 2000 года. Но на каких жестких условиях! Потребительское кредитование на сумму, которая требуется для хорошего высшего образования (а это около полутора миллионов рублей за весь срок обучения), по-прежнему остается очень дорогим. Такие кредиты выдаются банками с самыми высокими процентами (до 23% годовых) и под поручительство. Кроме того, требуется материальное обеспечение (квартира, имущество и т.п.). На обеспечение этого кредита придется пустить все накопленное имущество семьи. Вряд ли родителям следует идти на такой риск, особенно с неуверенностью в завтрашнем рабочем дне.
Мы на практике убедились: возможна ситуация, когда на третьем-четвертом году обучения банк отказывается платить. Тогда у ребят нет ни диплома, ни работы и напрасно потрачены деньги. В нашей стране бесплатное образование – это то, которое получается впервые. Если студент поступил на платное отделение – он уже исчерпал свой шанс учиться бесплатно. К тому же после отчисления надо будет поступать снова: попробуй сдать ЕГЭ через три-четыре года! Если раньше диплом и школьный аттестат годились для поступления до 35 лет, то сегодня ситуация резко изменилась. Год-другой студент еще в состоянии потренироваться и сдать ЕГЭ. Но потом…

– Можно ли доверять сообщениям о том, что в 2009 году появятся льготные образовательные кредиты?
– Вряд ли банки в период кризиса пойдут на установление льготных условий для образовательного кредитования. Они не смогли сформировать социально ориентированный пакет для образовательного кредитования даже в период экономического роста. А сейчас у них у самих проблемы с обеспечением, с ликвидностью и так далее. Образовательный кредит может стать чуть-чуть более льготным. Но принципиально льготным в этих условиях он быть не может. Для этого нужна государственная поддержка образовательного кредитования – на уровне закона. Нами такой закон предлагался. Но в этом или следующем году он вряд ли будет принят. Мы уже видели: был эксперимент Министерства образования и науки, было соответствующее Постановление правительства – и где все это? В результате мы получили только стрессовую ситуацию для детей и родителей. В отношении образовательного кредитования мы можем полагаться только на обещания. А обещания в период кризиса, к сожалению, стоят гораздо дешевле, чем в период экономического роста.

– Что можно посоветовать в этой ситуации абитуриентам и их родителям?
– Помнить, что все риски образовательного кредитования пока переложены на семьи. Действительно, сегодня обсуждаются новые варианты системы образовательного кредитования. Но если такая система и будет создана, то не раньше чем через три–пять лет.
Если у семьи нет никаких ресурсов для платного образования, придется, видимо, искать устойчивые вузы, дающие, быть может, диплом среднего качества, но предлагающие реальные бюджетные места. Не надо забывать: волна демографического спада теперь докатилась до вузов, идет сокращение численности студенческого контингента. Так что бюджетные места есть. А среднего уровня отраслевые высшие учебные заведения, которые имеют неплохую репутацию и могут предложить учебу за счет бюджета, – сегодня реальная альтернатива дорогому образованию в престижных вузах.

Рейтинг@Mail.ru