ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Подросток в дворовой тусовке
Пять ответов психолога на вопросы обеспокоенных родителей
Почему подростков так тянет
на улицу?
Их притягивает не улица как таковая. На лавочке во дворе они реализуют одну из важных потребностей своего возраста ?– общение. Как правило, в компании объединяются ребята с похожими жизненными ситуациями. Это дает подростку чувство локтя, понимание того, что он не один такой. Кроме того, вместе проще решать все возникающие трудности. Но улица все-таки не лучшее место для этого.
Подросткам, у которых есть различные способы завести себе друзей (множество интересов, кружки, секции), неинтересно в дворовых тусовках.
Как правило, в компании ребята попадают таким образом: получил в школе двойку, знает, что родители будут ругать; симпатичная ему девушка не обратила на него внимания; лучшему другу родители купили сотовый, о котором наш герой мечтает уже месяц; еще и прыщ на носу выскочил.
И он уже твердо уверен, что жить больше незачем. А если еще и родители будут ругаться или приставать к нему с расспросами, то совсем непонятно куда деваться. Хорошо если у него своя комната или место, где можно спрятаться и переждать эту внутреннюю бурю. А если идти некуда, домой не хочется, на то, чтобы пойти в кино, нет денег...
При этом он знает, что во дворе каждый вечер встречаются ребята – они там смеются, им весело и хорошо. И еще он знает, что туда примут легко, особенно если он предложит что-нибудь выпить. Если не предложит, тоже примут, потому что там такие же, как он, кому дома не очень хорошо. А здесь новые друзья и приключения.
Это сигнал о неблагополучии или норма?
Что можно считать нормой при переживании кризиса в подростковом возрасте? Скорее, нормой можно считать наличие этого кризиса, а кто и как его преодолевает, это уже дело частное. Считать какое-то поведение нормой или не нормой для всего подросткового сообщества довольно затруднительно. На то, каким образом преодолевается кризис, влияет множество факторов.
Кризис протекает легче, если подросток ощущает поддержку и понимание кого-то из взрослых. Это могут быть как родители, так и учителя, родственники, руководители секций, кружков и другие расположенные к нему люди.
То, что подросток начинает все больше времени проводить вне дома, – вполне естественное поведение в этом возрасте. Ведь если ему сейчас тринадцать, то когда-нибудь будет и пятнадцать, и даже двадцать… А там уже совсем другая жизнь, и к ней тоже важно подготовиться, чем он и занимается вместе со своими друзьями.
Он потихоньку начинает заботиться о себе сам, родителям все меньше приходится проявлять опеку по поводу здоровья и жизни своего ребенка. И теперь он начинает осваивать новую сферу жизни – сферу человеческих, социальных отношений. Искать свое предназначение. Для этого ему необходимо сепарироваться, увеличить расстояние, оторваться от родительской семьи. Однако это не означает, что ему совсем перестали быть нужны дом и поддержка семьи. Как раз наоборот, он очень нуждается в том, чтобы семья принимала его со всеми изменениями, увеличивала количество свободы.
Что происходит в уличной тусовке?
Сидя во дворах на лавочках, подростки общаются, пробуют разные роли, ищут признания, новых ощущений. Модель общения они, как правило, копируют со взрослых. В нашем обществе принято встречаться, выпивая алкоголь, для того чтобы расслабиться, «чтобы разговор пошел». В такой ситуации для подросткового сообщества вполне естественно, так же как и взрослым, использовать алкогольные напитки для того, чтобы получить возможность свободно общаться. Другой вопрос, какое воздействие оказывает алкоголь на подростковый организм.
В уличных компаниях ребята часто нам говорят, что не знают, чем бы еще заняться, собравшись с друзьями, кроме как выпивать. Рассказывая, как проводили праздники, они наперебой хвастают, что выпили больше всех, испытывая стыд, так как это вроде бы не одобряется и при этом – высочайшее удовольствие оттого, что они праздновали, как взрослые.
Какие опасности в таком времяпрепровождении?
Проводя большую часть времени без присмотра взрослых, подросток очень просто может попасть под влияние различных маргинальных и криминальных группировок. Он очень хочет поднять свой авторитет и ищет место, где будет чувствовать себя нужным. Поэтому если в поле зрения попадает какая-нибудь группировка с четкой структурой и иерархией, она становится очень привлекательной. Особенно если подросток не очень успешен в школе. А тут один раз поучаствовал в каком-либо криминальном деле и, если удачно выкрутился, сразу стал «своим» и «крутым». И это ощущение собственной успешности сильно превосходит по значимости все морально-этические ценности, которые прививали ему родители и школа.
Безнадзорность может привести к еще одной опасности: провоцировать девушек на начало ранней половой жизни, которая тоже часто является способом привлечь к себе внимание, получить ощущение взрослости, успешности в сравнении с менее привлекательными подругами. Не особенно задумываясь о последствиях, девушки с легкостью вступают в половые связи, решая таким образом массу психологических трудностей в преодолении подросткового кризиса и реализуя потребности возраста.
Как и в случае с алкоголем, копируя поведение взрослых, подростки начинают употреблять психоактивные вещества, которые помимо новых ощущений обладают и расслабляющим эффектом. Это действительно помогает им общаться, но вот качество такого общения весьма сомнительно.
Могут ли и должны ли взрослые
вмешиваться?
В этом возрасте эмоциональные границы у подростка как будто бы «воспаляются», происходит второе рождение личности человека. Ему очень важно научиться понимать себя, исследовать на опыте свои возможности. Интересно, чем можно вывести родителей из себя? И что будет, если я сделаю не так, как родители говорят, а так, как я хочу? Например, приду домой не в одиннадцать вечера, как договорились с мамой, а гораздо позже? Протест и проверка взрослых «на прочность» происходят у подростка неосознанно. Иногда, после неожиданной эмоциональной вспышки или протеста, подросток недоумевает и пугается сам себя. И очень важно поддержать его в такие моменты, объяснить, что с ним происходят перемены, научить его осознавать эмоции и учиться понимать их.
Подростку очень важно, чтобы о нем волновались и переживали, ведь он сам, делая что-то новое, переживает не меньше, а может, и больше, чем его родители.
Один из мальчиков, с которым мы работали, рассказал, как он бросил спортивную секцию из-за того, что тренер постоянно указывал на его неуспехи, промахи, неудачи. И после этого у подростка, естественно, пропало желание заниматься чем-либо еще: он был уверен, что у него ничего никогда не получится.
Взрослому лучше отказаться от мотивации подростка на улучшение достижений за счет постоянного выпячивания его неудач. Такой способ воспитания приводит к обратному результату. Самооценка подростка очень неустойчива, и любая непреодолимая критика может сломать его уверенность в себе. Поэтому, критикуя подростка, учителю нужно осознавать, какую цель он преследует и какое влияние окажет на подростка критичное высказывание. Важно фиксировать внимание не на неудачах и негативе, а например, подумать вместе с подростком, что у него получается хорошо, а что можно улучшить. Говоря про улучшение, мы признаем, что проблема есть, но предлагаем выход и поддержку.