ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Каникулы закончились. Настроение на нуле...
Как восстановить комфортную атмосферу в классе и войти в рабочий ритм
Началась третья четверть. Ребята вернулись в школу.
Но странно – у большинства совсем не отдохнувший вид, скорее, мрачный, усталый. Традиционные сочинения
«Как я провел каникулы» не поражают разнообразием. Жалобы
на скуку, плохую погоду.
В чем дело? Почему самое волшебное новогоднее время
не вдохновило школьников?
Сказка и быль
Зимние каникулы для ребенка – особенные. Прежде всего потому, что приходятся на праздники. Радостное ожидание их, подарки, которые Дед Мороз все равно принесет, даже если в течение года твое поведение оставляло желать лучшего. Предвкушение новой жизни, чудес, которые случаются сами собой. Загаданные желания, обещания, данные самому себе (не прогуливать уроки, выучить математику). В сказку верят не только малыши. Даже умудренные опытом подростки надеются, что завтра вдруг начнется череда удач и побед, а все неприятности останутся в прошлом, как старые календари.
И вот дети возвращаются в школу. Со всеми своими ожиданиями и надеждами. А вокруг – тот же класс, те же лица, та же привычная рутина. Вскоре и первые двойки появляются: за невыполненные каникулярные задания, за повторение пройденного, точнее, не пройденного, а не доученного в первом полугодии. Оказывается, все было неправдой. Ничего не изменится. Ребенком овладевают апатия, безразличие, порой злоба и раздражение.
Вторая особенность зимних каникул ?– большая часть их совпадает с общегосударственными выходными. Вся семья в сборе, родители наконец-то получают возможность пообщаться с отпрысками, вместе куда-то сходить, съездить. Но часто в течение этого времени дети становятся свидетелями не слишком корректного поведения взрослых, отдыхающих по-своему, с выпивкой. Расслабляющимся родителям вовсе не до малышей, которые в результате целыми днями просиживают у телевизора или компьютера. Им даже погулять одним не всегда разрешается, а маме с папой некогда. Подростки же собираются своими компаниями, приобщаются к «взрослой жизни».
Именно в зимние каникулы многие несовершеннолетние впервые пробуют спиртное (благо в каждом доме сделаны предновогодние запасы). Предоставленные сами себе, не знающие куда себя деть, ребята ищут выход для накопившейся агрессии. Счастливое новогоднее время заполняется драками, насилием. Вкусившие «настоящего» праздника, ребята скептически смотрят на школу как на детскую забаву.
Конечно, ребята возвращаются в знакомую школу, они ко многому заранее готовы – и к хорошему, и к плохому. Важно постараться оправдать их лучшие ожидания, поддержать надежды, укрепить веру в себя. В первую очередь по отношению к тем детям, которые получили во время каникул негативный опыт.
Словами не выразить
Расспрашивать детей о том, как они провели зимние каникулы, предлагать им написать сочинение по этому поводу ?– почти бессмысленное занятие. Слишком мало времени прошло, всего две недели, слишком много событий уложилось в этот краткий промежуток. Ребенок не в силах массу разнообразных впечатлений, событий осмыслить, описать словами.
Пытаясь что-то рассказать, он цепляется за поверхностные детали, случайные эпизоды. Перемены напролет рассказывает, в какие игры играл, таскает в кармане билет на горнолыжный подъемник. А что при этом думал, чувствовал, что понял, сказать не может. При этом сильные эмоции требуют выхода. Школьнику необходимо ими с кем-то поделиться. На помощь придут невербальные способы самовыражения.
Предложите детям порисовать, полепить на тему зимы. Устройте выставку каникулярных экспонатов, фотографий. Причем лучше предупредить о такой выставке заранее, за день-два. Тогда в процессе подготовки, обдумывания, наклеивания картинок у ребенка появится шанс найти то главное слово, которым можно описать полученный опыт. Главное, чтобы слушатели и зрители внимательно отнеслись к даже пустяковым экспонатам вроде того самого билета на подъемник или еловой шишки. Это знаки открытий: первого спуска с горы на лыжах, неожиданного ощущения прелести зимнего парка в тот день, когда выпал долгожданный снег. Не страшно, что ученик и сам не знает, почему ему так важен мятый клочок бумаги. Не обязательно договаривать за него, достаточно, что он предъявил свой опыт окружающим, поделился им с друзьями.
Как правило, в классе находится ребенок, который почему-то ничего не рассказывает о своих каникулах, не участвует в выставке «каникулярных» экспонатов. То ли его каникулы прошли слишком тускло, то ли полученный опыт не подходит для обсуждения в классе. Такого «молчуна» сразу видно на фоне увлеченно обсуждающих новогодние праздники детей. Стоит присмотреться к нему повнимательнее.
Конечно, учитель не успеет поговорить про каникулы с каждым учеником. Это и не требуется. Но педагог должен быть готов к тому, что хорошо знакомый ребенок внутренне изменился за такое короткое время. И если эти изменения вызывают тревогу, вам кажется, что каникулы не лучшим образом повлияли на школьника, можно тактично показать ему: вы видите, чувствуете – с ним что-то произошло.
Готов ребенок обсудить лично с вами свой опыт – вы всегда найдете для него время. Не хочет разговаривать – не надо. Важно, что вы по-прежнему готовы его поддерживать.
Кстати, иногда детям легче написать о своих проблемах, чем высказать их. Попробуйте организовать переписку с теми, кто вызывает у вас тревогу. Даже если дети не смогут внятно выразить свои чувства на бумаге, обмен письмами поможет им увидеть в учителе человека, которому можно доверять.
Продолжение следует
В новом году в школе, в классе, в привычном течении урока обязательно что-то должно измениться. Пусть в первые дни после каникул ребенка ждут приятные сюрпризы. Любые мелочи: появились на стене кабинета другие портреты и таблицы, как-то иначе расставлены кресла в холле, учитель разрешил начать новую тетрадь по русскому языку. В новой тетради хочется писать аккуратнее, приятно открыть ее, даже домашнее задание сделать не противно. Особенно если оно на первых порах будет несложным и нескучным.
Не секрет, ученики возвращаются в школу вовсе не для того, чтобы учиться. Они соскучились по друзьям, мечтают встретиться, пообщаться с одноклассниками. Многие в праздники чувствовали себя довольно одинокими. Теперь ребята торопятся восстановить отношения, и учителя должны помочь им вспомнить это ощущение единства. Подойдут и совместный поход в кино, и какое-нибудь командное соревнование, хоть КВН, хоть интеллектуальный брейн-ринг по биологии. И групповые формы работы на уроке будут как нельзя кстати.
Малышам нужно для общения выделить побольше времени, даже за счет учебы. Включение в трудовой процесс в младшей и средней школе должно быть постепенным, уютным, почти незаметным, как продолжение игры и праздника. Подростки живут более интенсивно. Они наверняка уже не раз созвонились друг с другом в первые дни января, поболтали, обменялись информацией, выплеснули эмоции – и восторженные, и не слишком позитивные. Старшеклассникам по силам начать учиться сразу и по-деловому. Вообще-то многие из них не прекращали занятия даже в каникулы: институтские курсы, подготовка к стремительно приближающимся экзаменам.
Главная проблема подростков – войти в рабочий ритм, что, конечно, непросто после ночных новогодних «тусовок» и сладкого утреннего сна. Наверное, не стоит их ругать за опоздания в первые дни, не стоит предлагать трудные задания на первом уроке ?– ученики, конечно, встали с постелей, но проснуться окончательно пока не смогли.
В начале года, новой жизни, как никогда важно поставить перед собой значимую глобальную цель. Это может быть общая для всего класса задача: новая большая тема, которую нужно освоить, итоговый тест, к которому необходимо достойно подготовиться. Олимпиада, интеллектуальный марафон.
Помимо общей цели ребенку, особенно подростку, нужна личная цель: научиться решать задачки повышенной трудности, прочитать толстую книгу, написать собственное исследование или реферат.
Вообще третья четверть – самая учебная, длинная, непраздничная, насыщенная важным программным материалом. Именно сейчас ученик может вдруг ощутить, как здорово – учиться, познавать, умнеть и взрослеть. Превратить учебу в удовольствие помогут всевозможные интеллектуальные соревнования, нестандартные задания, исследования с непредсказуемым результатом, творческие работы, требующие достаточно высокого уровня от автора.
Естественно, важно соблюдать меру: не перегрузить детей. Если в классе много отсутствующих по болезни, значит, темп взят чересчур высокий и ученикам нужна передышка.
Защита от серых будней
Воспоминания ребят о прошедших новогодних праздниках, увы, не всегда праздничные. Конечно, во многом это зависит от родителей, от семейных традиций, на которые учителя не в силах повлиять. Однако умеют ли наши ученики сами творить праздник для себя и окружающих? Если дети вернулись в класс только с негативными впечатлениями, значит, не умеют. Но мы можем научить их. Культура праздника тоже должна изучаться в школе как средство защиты ребенка от серости окружающей жизни. Поэтому если в этой области обнаружены пробелы, срочно устраиваем долгими зимними вечерами праздники в классе, в школе – по любому поводу: именины, заграничные «валентинки» и наш День защитника Отечества, неизбежное Восьмое марта. Праздники для себя любимых и, что не менее важно, для других.
Удовольствие от совместных игр, желательно таких, в которые потом можно сыграть с друзьями во дворе или с родственниками дома. Малыши обожают соревноваться и разгадывать головоломки. Подростки предпочитают развлечения с «психологическим уклоном», когда узнаешь что-то о самом себе, о том, как на тебя смотрят окружающие.
Традиции совместных чаепитий, застольных бесед, когда главное не меню и количество еды, а приятность общения. Впрочем, красиво накрытый стол не помешает. Даже сушки и карамельки можно разложить на салфеточках как-нибудь необычно. И свечи зажечь. Они действительно создают ощущение праздника, причем тихого, когда не хочется бегать и кричать, а только сидеть и о чем-то думать, шептаться. Можно и погадать – на томике стихов, к примеру.
Радость приготовления и получения пустяковых сюрпризов вроде смешных записочек, поздравительных плакатов. А еще изысканные или прикольные приглашения, элементы праздничного дизайна интерьера и костюма, желательно легко создаваемые и мгновенно уничтожаемые.
Когда у ребенка есть опыт настоящего праздника, приобретенный в школе, он выходит в свободную внеурочную жизнь более приспособленным, умея отличать подделку от настоящего чуда, зная, как превратить скучный семейный обед или традиционную подростковую «тусовку» в увлекательное жизненное событие.