ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
После уроков
Январские дни – традиционное время гаданий. Почему бы и нам не погадать с ребятами на большой перемене или после уроков, во время классного «огонька»? Конечно, не очень серьезно.
Сундучок предсказаний
Для этого заранее готовим разноцветные листочки, томики стихов и афоризмов, можно еще маленькие конфетки. Все участвующие в «таинстве» сначала записывают на листках добрые пожелания, которые могли бы сбыться в новом году, подбирают в книгах умные мысли, которые стоит взять на заметку в новой жизни, многозначительные поэтические цитаты, которые сулят любовь и восторги.
Листочки сворачиваются в трубочки, для большей радости внутрь вкладывается конфетка. Кто хочет, подписывает свое пожелание. Чтобы человек знал, кому спасибо говорить в случае исполнения желаний. Если педагог не уверен в доброжелательности ребят, лучше предварительно просмотреть записочки, чтобы не досталось кому-то мрачное пророчество.
Готовые пожелания и предсказания (пусть их будет много, раза в два больше, чем детей, – кто-то незваный появится в последний момент, а может, потребуется ребенку второй шанс) складываем в красивый сундучок или волшебный мешочек, перемешиваем. И тут же вытаскиваем из сундучка, не глядя, предсказание: каждый сам для себя или один – для всех по очереди. Тогда ведущий приговаривает: «Это будет гадание для Маши, а это для Вити». Общительный ребенок громко прочитает свою записочку всем, застенчивый развернет потихоньку и никому не покажет. Нерешительному понадобится помощь в толковании текста. Тут уж педагог должен любую строчку суметь истолковать так, чтобы ребенок воодушевился на великие свершения, преисполнился самых радужных надежд.
Бывает, что записочку с предсказанием ребенок хранит долго, до самого лета.
Вам письмо!
Все люди любят получать письма. А дети особенно. Это необъяснимое пристрастие можно использовать с целью повышения грамотности учащихся. Для этого где-нибудь в уголке класса вешается небольшой стенд (или доска), к которому легко прикреплять бумагу. А рядом стоит вазочка, шляпа или простая коробка с маленькими бумажками, на которых написаны фамилии всех учеников класса. Если на уроке ребенок справился с работой раньше остальных, он, не тратя зря времени, подходит к шляпе и вытаскивает одну бумажку. Этому человеку сейчас нужно написать письмо. От себя лично, от имени литературного персонажа или героя фильма. Письмо должно быть коротким и обязательно содержать в себе пять специально допущенных ошибок. Готовое послание прикрепляется к стенду. Адресат, когда сможет, заберет его, прочитает и найдет те самые «специальные» ошибки. Исправленные письма либо сразу сдаются учителю (за несколько таких исправленных текстов вполне можно поставить отметку как за выполненное упражнение), либо, если содержание поразило адресата, снова прикрепляются к стенду на денек, чтобы все могли прочитать интересное письмо.