ДВИЖЕНИЕ ПО ДОРОГЕ ЗНАНИЙ
Увидеть, чему ты научился
Прием, который позволяет подойти к «повторению пройденного» творчески
В начале второго полугодия заниматься бывает очень трудно –
и детям, и взрослым. Только что закончились долгие зимние каникулы, которые, к сожалению, пролетели так быстро; на улице зима, почти постоянно темно; впереди самая длинная учебная четверть. Детям кажется, что все выученное в первом полугодии забыто. А совсем скоро переводные экзамены…
Прием «планка», о котором мы сегодня рассказываем, позволяет в мягкой форме показать ученикам результаты их учебы в первом полугодии, дать старт для подготовки к окончанию учебного года, а заодно и повторить самые важные части пройденного материала.
Повторять – зачем?
Мы называем этот прием «планка», а не «повторение пройденного» сознательно. Возвращаться к пройденному можно с разными целями, но в данном случае мы предлагаем сделать это в первую очередь для того, чтобы дать возможность каждому ученику увидеть, чему он сумел научиться. Увидеть свой «прирост». Так в семье ребенок подходит к определенной планке и измеряет свой рост, делая на ней засечки: полгода назад я был вот такого роста, а теперь…
Конечно, сделать это довольно трудно, особенно если выбрать в качестве измеряемой величины «количество знаний»: у большинства ребят по мере перехода к новому материалу, к новым параграфам они словно бесследно исчезают. А вот если за меру измерения принять скорость «вхождения» в конкретную тему, можно добиться весьма положительных результатов. При этом и знания будут расти, и материал будет еще раз пройден.
Повторять – как?
Итак, цель работы сформулирована, но как ее достичь? Прежде всего нужно выбрать тот материал, на котором дети будут проверять свой «прирост». Например, взять тему, которая у класса в первом полугодии вызвала самые большие проблемы, или наиболее важную для последующего изучения предмета. Лучше всего выбрать не один параграф, а целый раздел, на изучение которого потребовался не один урок.
После этого объяснить ребятам смысл работы: нельзя начинать ее «вслепую», не обозначив перед всеми учениками основную цель и задачи для ее достижения.
Цель: понять, чему каждый ученик научился за первое полугодие.
Во время разговора с классом можно вспомнить:
– какие проблемы возникали при изучении темы;
– сколько времени потребовалось классу и каждому в отдельности, чтобы «усвоить» материал;
– в каком виде проходил анализ результатов усвоения.
Предположим, на изучение темы в начале учебного года понадобилось пять уроков. Раньше проверкой результатов был фронтальный опрос.
После того как оговорена цель работы и выбран материал, учитель может объяснить, как она будет проходить. Ребятам будет предложен похожий на прошлый опрос: учитель задаст несколько вопросов по данной теме (лучше выбрать сложные вопросы, на которые они вряд ли помнят точные ответы); ученики попытаются на них ответить без помощи тетрадей и учебника; потом будет дано время на повторение и опрос повторится; каждый будет оценивать свои результаты и делать выводы самостоятельно.
Вполне естественно, что сначала дети не смогут ответить на вопросы педагога ?– во всяком случае, не смогут это сделать так, как им хотелось бы. Результаты этого опроса анализируются всеми вместе, при этом педагог должен объяснить: так бывает всегда, потому что люди учатся не столько «знаниям», сколько способу их добывания и анализа. Именно для того, чтобы проверить результаты этой учебы, и устроена вся работа.
Когда ребята поймут, что никто им не будет ставить отметки «за знания», что у них есть шанс проверить самих себя прямо на этом уроке, учитель предлагает минут на десять всем открыть учебники и повторить (в произвольно выбранной каждым ребенком форме) материал. Можно даже позволить сделать себе «шпаргалки», которыми будет разрешено пользоваться при итоговом подведении результатов. Правда, при этом стоит напомнить: написание шпаргалки займет время, а оно ограничено; прочтение шпаргалки может не дать возможности ответить быстро на поставленный педагогом вопрос.
Внимание! Не стоит ограничивать инициативу ребят. Одни начнут заниматься в парах, другие решат повторять мини-группами. Кто-то будет писать шпаргалки, кто-то начнет просто просматривать учебник. Возможно, окажутся и ученики, которые предпочтут повторять пройденное по своим записям в тетради. Все это – бесценный материал для педагога: наблюдая за действиями ребят, можно понять, как каждый из них легче усваивает материал, и использовать эти наблюдения в дальнейшем.
По окончании определенного заранее времени учитель снова проводит опрос (в нашем варианте – фронтальный) по заданной в начале урока теме. Лучше, если хотя бы по одному разу ответит каждый ребенок. Если это не удается сделать фронтально, можно провести импровизированную самостоятельную работу: дать вопросы, на которые можно ответить письменно, потом озвучить правильные ответы и предложить ребятам самим проверить свои работы.
Внимание! Заметить (вслух, для себя и своих учеников!) свои сильные и слабые стороны может и учитель, ведь результат обучения каждого ученика класса складывается как минимум из двух составляющих: усилий ребенка и мастерства педагога. Особенно важно использовать возможность такой педагогической рефлексии, если кто-то из детей не увидел заметного «прироста» в своих результатах и заявил об этом классу.
Анализировать – зачем?
После того как каждый ученик проверил себя таким образом, нужно провести обсуждение. Его цель – помочь ученикам понять, чем отличалось повторное изучение материала от первоначального; заметить свои сильные и слабые стороны.
При этом важно помнить, что эту цель ставит перед собой каждый из участников образовательного процесса, в том числе и педагог. Если в этот момент кто-то из учеников «выпадает», не участвует в общей работе, это означает, что ему учитель помочь не смог.
Не забывая первоначальные задачи, необходимо показать «прирост» каждому ученику. Кто-то раньше мог ответить только на половину вопросов, а теперь… Кто-то раньше вообще не смог разобраться в материале, а на этот раз… У каждого ребенка есть продвижение, и учитель даст возможность каждому его увидеть.
Анализировать – как?
Анализ результатов такого повторения можно проводить в различных формах. Самая простая – обычное обсуждение, групповая рефлексия. При этом бывает трудно помочь каждому ребенку высказаться: кто-то думает медленнее других; кто-то просто не любит говорить со всем классом.
Можно провести обсуждение и в более завуалированной форме, например, предложить ребятам составить два плана:
1. План работы с новым материалом.
2. План работы при повторении пройденного.
И предложить всем вместе обсудить эти планы, корректируя по мере надобности.
Внимание! Первоначальное обсуждение может проходить как фронтально, так и в группах по 3-4 человека, при этом каждая группа в нужный для нее момент может позвать к себе учителя для консультации. После этого результаты работы групп выносятся на общее осуждение. И только тогда, когда все ученики проанализируют свою прошлую работу и наметят планы на следующее полугодие, может взять слово для рефлексии педагог. Он не подводит итоги чужого самоанализа – он говорит о себе, о своей работе, помня, что при этом может еще раз поддержать тех, кому труднее всего!
Если учитель напомнит, что такие планы помогут ученикам лучше учиться и лучше подготовиться к итоговым работам, они запомнят их и будут использовать в дальнейшем.
А закончить занятие лучше всего словами поддержки: увидеть то, чему ты научился, всегда сложно, но вы смогли это сделать!