ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Метод «добавленной стоимости» позволяет.
...оценить учебный прогресс и учеников, и школ с поправкой на стартовые условия
В рамках конференции министр образования Уэльса Дзвид Хокер провел мастер-класс, посвященный оцениванию учебного прогресса школьников методом «добавленной стоимости». Эту инновационную методику оценки можно назвать настоящим прорывом в области педагогических измерений: она позволяет учесть ключевые показатели эффективности работы школ и педагогов.
Что же представляет собой метод «добавленной стоимости»
и в чем его принципиальное отличие
от традиционных способов измерения качества?
С низкого старта…
Традиционная оценка показывает определенный уровень достижений, скажем, уровень освоения учебной программы или стандарта. Но при этом не учитываются факторы, которые оказали влияние на результаты обучения, например, различие в начальной подготовке учеников. А метод «добавленной стоимости» позволяет это сделать. Как именно? И зачем?
Поясним при помощи аналогии с российской школой. Предположим, Петя и Коля сдали экзамен по математике в 9 классе на крепкую четверку, но к приходу в 5 класс математические знания у Пети тоже были очень хорошими, а у Коли ?– посредственными. Что из этого следует? А то, что за прошедшие пять лет Коля достиг большего прогресса в математике, чем Петя. Величина этого относительного приращения и есть «добавленная стоимость». Только рассчитывается она не относительно прогресса какого-то конкретного ребенка, а относительно нормального или ожидаемого прогресса ученика, который рассчитывается по специальным методикам. Начальной точкой отсчета для измерений может, к примеру, быть уровень подготовки школьников в возрасте 11 лет (когда школьники Уэльса оканчивают начальную школу). А следующее измерение в этом случае может быть проведено, скажем, через 5 лет.
Метод «добавленной стоимости» позволяет сравнивать не только прогресс разных учеников, но и отдельные школы. Например, можно увидеть, что школа «А» демонстрирует хороший уровень подготовки выпускников в основном за счет того, что в ней собраны сильные ученики. А школа «Б», несмотря на менее высокие результаты, показанные при сдаче экзаменов, в целом работала лучше, поскольку ее выпускники начинали с более низкого «старта».
Какую школу считать сильной?
Приведенные выше примеры относятся к самому простому виду измерений ?– посредством метода «добавленной стоимости». Существует также более сложный вариант использования метода, когда оказывается возможным учесть социальный контекст, в котором работает школа. Например, можно учесть влияние так называемых депривационных факторов, в том числе таких, как: относительный доход семьи, тип жилища, где проживает ученик, уровень безработицы в конкретной местности, средний уровень образования среди взрослого населения, доступность магазинов, состояние местной промышленности, наличие условий для досуга.
Что это дает? Представьте, что перед вами находятся листы бумаги с изображением трех графиков, демонстрирующих результаты измерения образовательных достижений школ какого-либо региона. Первый график построен на основании данных, полученных посредством традиционной методики оценивания. На графике изображена линия, поднимающаяся от точки в нижней левой части листа к правому верхнему углу и отражающая распределение результатов. На этой линии с помощью кружочка и треугольника выделены две школы: условно говоря, «сильная» школа (ее обозначает треугольник, расположенный в правом верхнем углу нашей картинки) и «слабая» школа (кружочек, который находится на противоположном конце линии, то есть гораздо левее и ниже).
Второй график демонстрирует уровень достижений тех же школ, но уже с поправкой на пропорцию, отражающую долю детей, получающих бесплатное питание в школе (это показатель для определения достатка семей). И мы видим, что треугольник, символизирующий сильную школу, сместился влево, но это очень незначительное смещение. Оно означает, что школа находится в благополучном районе, где живут семьи с относительно высоким достатком. И согласно графику это образовательное учреждение остается среди лидеров. Но зато кружочек по сравнению с тем, где он находился на первом графике, теперь существенно продвинулся вправо вверх. То есть «слабая» школа расположена в очень бедном районе, и когда мы делаем поправку на этот фактор, она оказывается гораздо выше в общем рейтинге.
И наконец, есть третий график, где достижения школ представлены уже с двумя поправками: на экономический фактор и на стартовый уровень подготовки учеников. Что же получилось, когда мы внесли обе поправки? Оказалось, что «сильная» школа находится среди группы образовательных учреждений, показавших средние результаты. А кружочек, который согласно первому графику обозначал «слабую» школу, переместился выше треугольника. То есть «слабая» школа из бедного района в действительности работает более эффективно.
Чтобы помощь пришла по адресу
В Уэльсе есть много школ, которые показывают хорошие результаты во время экзаменационных испытаний, но при этом средний уровень подготовки учеников, приходящих в эти школы, достаточно высок. И зачастую он мало меняется на выходе из школы. Однако школу это не волнует, поскольку в ней собрались сильные ученики, которые и так демонстрируют высокие результаты. Когда же проводится измерение с помощью метода «добавленной стоимости», становится ясно, что школа не достигает тех успехов, которые могли бы быть достигнуты исходя из начальных условий. Кроме того, метод «добавленной стоимости» дает возможность выделить школы, которым требуются особая помощь и поддержка. И конечно же, руководители системы образования получают информацию о тех школах, которые можно поздравить с превосходными результатами.
В Великобритании на основе метода «добавленной стоимости» создана целая система оценивания, включающая в себя множество «измерителей» для всех школ и учеников. В итоге подобное оценивание стимулирует систему образования и отдельные школы к тому, чтобы работать не на среднестатистического или отстающего, а на каждого ученика.