ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
От чего зависит качество образования?
В том числе — от тонкости и разнообразия инструментария его оценки, считают международные эксперты
IV Международная конференция «Оценка качества образования и национальные экзамены: инновации и традиции», прошедшая в конце декабря, была посвящена новым подходам к системе оценивания образовательных результатов. Форум был проведен Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), Национальным агентством тестовых технологий (НАТТ) и Центром образования «УНИКУМ» при поддержке Рособрнадзора. Наряду с российскими специалистами активное участие в конференции приняли эксперты из Великобритании и США. Их позиция: само устройство и структура механизмов оценивания существенным образом влияют на качество образования.
Оценивание для обучения
О современных тенденциях в оценивании качества образования на форуме рассказал министр образования Уэльса Дэвид Хокер. Он говорил об изменении отношения к оцениванию во всех странах Соединенного Королевства. Новое отношение лучше всего выражают слова «оценивание для обучения».
К примеру, в Шотландии реализуется большая программа, которая так и называется: «Оценивание для обучения». В программе обозначены три главных аспекта оценивания.
Первый – оценивание как способ обучения. Оценивание рассматривается как учебная деятельность, касающаяся учителей и учеников. Это совместное признание конкретных результатов обучения. Второй ?– оценивание для дальнейшего обучения. То есть для получения сведений, важных для улучшения качества работы. Например, сбор информации о том, с какой скоростью ученики проходят учебную программу. Третий – оценка обучения. Это самый понятный взгляд на оценивание: результаты для отчетной и другой документации.
Но если оценивать только для определения результатов обучения и только тестовым методом, если делать результаты открытыми, то педагоги начинают натаскивать на тесты, вместо того чтобы расширять знания учеников. «Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что чрезмерное увлечение тестированием подрывает качество обучения», – заявил Дэвид Хокер.
Три года назад в Уэльсе отказались от тестирования 11-летних и 14-летних учеников, заменив его на оценивание, которое проводят учителя. «По сути, это оценивание представляет собой диалог между учителем и учеником, что переносит процесс оценивания в сферу педагогики и дает возможность ученику получить позитивную обратную связь от учителя», – говорил министр образования Уэльса. Представитель американских советов по международному образованию Марк Зельман ему вторил: «Движение к сочетанию оценивания, основанного на тестовых измерительных технологиях, и оценивания учителей – это общемировая тенденция».
Итак, тенденция состоит в том, что инструментарий оценивания становится все более тонким и разнообразным. Дэвид Хокер: «Было бы ошибкой считать, что достижения учеников, школы, педагогов и системы образования в целом возможно оценить одним измерительным инструментом. Индикаторов оценивания должно быть много, если мы хотим, чтобы система образования работала на развитие общества, в том числе на устранение социального неравенства».
Для сравнения: в нашей стране пока налажен только один механизм оценивания – ЕГЭ. Зато задачи, которые он призван решить, грандиозны: итоговая аттестация, отбор при приеме в вуз, критерий оценки работы учителя, школы, системы образования, способ получения информации для принятия управленческих решений и другие.
Идеальная оценка
Чтобы видеть в оценке не рычаг силы, не средство давления, а полезный для образования инструмент, разработчикам Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО) надо опираться на сотрудничество с профессионалами. А это совсем другая работа, нежели получать «полную объективную картину» о качестве образования «на основании независимой оценки». О том, что полной, соответствующей действительности картинки ни один тест никогда не даст, говорил Марк Зельман: «Предположим, что надежность нашего теста равна 0,85. Это значит, что если вы используете тест, скажем, в классе численностью 30 человек, то половина из них получит балльную оценку с точностью до 4%, другая половина будет оценена с чуть меньшей точностью и один человек наберет баллы с погрешностью 17%. Можем мы пожертвовать одним человеком, чтобы верно оценить остальных? Когда у нас 30 человек в классе – возможно, а если это полмиллиона абитуриентов? Получается, мы неправильно протестировали целый город».
Как же оценить правильно? По мнению Дэвида Хокера, один из главных показателей качества обучения – удовольствие от процесса учебы: «Самое простое: спросите об этом у детей».