ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Ведомство ужесточит контроль за финансированием
Министр Андрей Фурсенко предупредил, что во время кризиса «традиционные способы расходования средств закончились»
Как будет выполняться бюджет на образование в период кризиса? Этот вопрос обсуждался на коллегии Минобрнауки. «Повод
для оптимизма есть, расходы на образование растут», – заявил министр Андрей Фурсенко. Но потом речь пошла об оптимизации расходов…
Расходы консолидированного бюджета на образование в 2009 г. составят 1 трлн 853 млн рублей.
В федеральном бюджете на эти цели запланировано 410,4 млрд рублей, что на 24,5% больше по сравнению с прошлым годом.
Основное место в структуре расходов занимают ассигнования на высшее и послевузовское профессиональное образование. На эти цели запланировано 77,8 млрд рублей, в то время как на СПО – 9,3 млрд, на НПО – 3,8 млрд рублей.
Начиная с 2008 г. более 80% расходов Минобрнауки осуществляется через механизмы федеральных и ведомственных целевых программ, а также нацпроекта «Образование».
На реализацию ПНП «Образование» в 2009 году будет направлено около 32 млрд рублей, на выполнение двадцати шести федеральных целевых программ, в пяти из которых министерство является заказчиком-координатором, – 57,6 млрд рублей. Общий объем финансирования шестнадцати ведомственных целевых программ составит 176 млрд рублей.
Средства в рамках целевых программ федерального и ведомственного значения расходуются на конкурсной основе, в новом году их основные ресурсы будут выделяться в первую очередь на реализацию комплексных проектов, направленных на получение системного эффекта.
Перечень таких проектов будет определяться министерством с участием экспертного сообщества.
С целью повышения эффективности сметного финансирования планируется жестко увязать его объем с размером госзадания, выполняемого образовательными учреждениями. Это касается в том числе и контрольных цифр приема (бюджетного контингента учащихся): финансовые нормативы в этой сфере планируется пересмотреть во избежание субъективных решений. Речь идет о перераспределении некоторыми ведомствами контрольных цифр приема на непрофильные специальности – такие как «гуманитарные науки» или «юриспруденция» в транспортных вузах, что, по сути дела, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Лейтмотивом выступлений на коллегии был тезис о том, что «год будет трудным, но о секвестре речь не идет». Есть Поручение правительства о сокращении на 15% лимитов бюджетных обязательств на 2009 ?г. Это означает, что в I квартале наступившего года на ряд направлений будет израсходовано не более 85% от запланированных средств, остальные приберегут на конец года.
Исключение составят расходы на оплату труда, социальное обеспечение, коммунальные услуги, отдельные виды субсидий, ассигнования на которые будут выделяться в полном объеме. Сокращения коснутся прежде всего капитальных вложений и научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР).
В связи с этим министерство намерено сконцентрировать основные ресурсы не на строительстве новых объектов, а на завершении уже начатых. Падение цен на стройматериалы также позволит сэкономить средства. Планируется пересмотреть и политику по закупке нового оборудования.
«У нас все лаборатории забиты оборудованием, часть которого не используется или используется неэффективно, в том числе из-за отсутствия квалифицированных кадров в области технического обслуживания, – констатировал министр образования и науки Андрей Фурсенко. – Это как в анекдоте про нового русского, который каждый раз покупал новый «мерседес», когда в прежнем набиралась полная пепельница окурков. Так может быть лучше выбросить окурки?»
По словам министра, «ситуация, в которой образовательным учреждениям предстоит работать в 2009 г., будет коренным образом отличаться от той, что была раньше». Но, несмотря на все трудности, министерство намерено продолжать работу по внедрению новых организационных и финансовых механизмов в образовании.
Во-первых, это переход федеральных образовательных учреждений в автономные. В целом, как констатировали на коллегии, на сегодня пакет документов готов. Осталось доработать нормативы финансирования имущества и научных исследований.
Во-вторых, введение новых систем оплаты труда. В 2009 году министерство намерено централизовать до 5% средств, выделяемых на оплату труда, с целью стимулирования учреждений профобразования по результатам их деятельности.
В завершение коллегии А.Фурсенко отметил, что «повод для оптимизма есть, поскольку расходы на образование растут». С другой стороны, экономическая ситуация в стране диктует свои условия. Поэтому традиционные способы расходования средств закончились. С учетом этих факторов в нынешнем году главное образовательное ведомство намерено не только усилить работу по оптимизации действующих расходов, но и ужесточить мониторинг исполнения бюджета.