Третья тетрадь
Детный мир
МАСТЕРСКАЯ ПРАЗДНИКА
А зеркальный шар был для бегущего снега и волшебной метели!
Сказочный маршрут, по которому можно отправиться вместе с детьми
И все-таки что за момент, когда ребенок счастлив, что может сделать его счастливым? Набухающее зерно? Или звезда?
Не угадаешь. Но это всегда то, что окликает в нем чувство тайны, чуда жизни. Подчас взрослые, не понимая этого, даже детские праздники превращают в очередное мероприятие: учи стихи, рассказывай по команде, участвуй в хороводе, вот тебе подарок! Может быть, возвышенную приподнятость размышлений о ребенке нам дадут хорошие детские книги? Может быть, мы ?захотим поиграть с детьми в сюжет, спонтанно, внутренне участвуя
в тех переживаниях, которые именно в игре начинают завораживающе мерцать в ребенке?
Праздник не просто так делается – он делается почему-то. Слишком много вплетено в ткань отношений с детьми суровых ниток: «нельзя», «и не проси», «не заслужил», «мне некогда». Чтобы дети нашего клуба и их родители прожили в игре столь знакомые переживания, мы взяли книгу Джанни Родари «Путешествие Голубой стрелы» и внутри ее сюжета проложили свой праздничный маршрут.
Жила-была фея Бефана, которая к обязанности раздавать детям игрушки под Новый год стала относиться как к повинности. Когда-то у нее было ощущение радости дарения подарков, а теперь притупилось, и она разносит подарки по домам механически, без любви к детям и игрушкам. Собственно, персона, символизирующая эмоциональную глухоту многих взрослых. И была у нас эта фея с зелеными волосами, в зеленом платье, вся позеленевшая от скуки.
А ребенку-то важно в подарке то, что он преподнесен волшебным существом, волшебным образом. Отсюда главная метафора сказки: ожившие в новогоднюю ночь (волшебные) игрушки в витрине магазина феи Бефаны.
Мы сделали большую витрину с подсветкой и посадили туда старинные игрушки, какие только смогли найти: куклы, мишки, лошадки – все несовременные, необычные. Дети сначала рассматривали старые куклы, слушали начало истории и постепенно сами превращались в игрушки: гримировались, переодевались. Все для этого было приготовлено. Один наш сложный по характеру мальчик не хотел быть в костюме, и как раз ему досталась роль Франческо, мальчика, который смотрит в витрину на игрушки и ждет под Новый год недоступную по цене Голубую стрелу (игрушечный электрический поезд). Мальчика, к которому сквозь новогоднюю ночь стремится Голубая стрела.
Тут как раз история подошла к моменту, когда игрушки (а в витрине уже сидели игрушки-дети) убежали от злой феи, которая пренебрегает чувствами детей.
Всю историю связывал почтальон (роль не из книги, но для нас необходимая). Он ходил с белым, в оленях, праздничным сапожком, передавал какие-то письма, устные сообщения, дарил по случаю какие-то штучки.
Был капитан, который принимал решения (тоже не по книге).
Были паровозики из голубых скатертей, укрепленных на рейках, с настоящими окошечками. Путешествие шло из зала в зал, было постоянное движение, потому что препятствия фея чинила с завидной изобретательностью. Но тут нам важно не иллюстрировать книгу, а создавать условия для переживания детьми их собственных ощущений в динамике спектакля.
Например, в коридоре фея устроила снежный занос, загородивший путь поезду (сугроб имитировался белой простыней на полу). Пассажиров Голубой стрелы, да и сам «поезд», вызвался перевозить Заяц. Веселый Заяц (взрослый в костюме) ловко рулил на одноколесном цирковом велосипеде. Он сажал себе на плечи «игрушку» и переправлял ее через «сугроб». Одну за другой, одну за другой. Волнение по обе стороны сугроба царило неописуемое: за едущего переживали и те, кто еще не прокатился, и те, кто «уже там». А как же он быстро проносится прямо под потолком!
После неприятностей – покой. На уютной кухоньке дети играют в театр овощей. Красивые вымытые морковки, свеколки, яблочки, луковки в их руках оживают: обретают ноги, руки, шапочки и юбочки, рассказывают истории о том, что они только что видели из окна, про спасение пассажиров Голубой стрелы. Чистый экспромт, очень недолгий, ведь надо ехать к Франческо!
Фея периодически являлась, трясла своим зелено-фиолетовым зонтиком, попугивала, создавала метель (белые кружочки конфетти, вентилятор) и с ее помощью перелетала.
В общем, игрушки бежали, а фея их догоняла. Вот она всех «укутала снегом» (накрыла полотном) и теперь хочет докопаться до каждого. Если она угадает по очертаниям того, кто под покрывалом, заберет, запрет в витрине. Надо тесно-тесно прижаться друг к другу под покрывалом и затаиться, не кричать, не пищать. Фея ощупывает поверхность, отыскивая игрушки, старается угадать, кто это. Напрасно: дети подставляют ей руки, меняют форму сугроба, и фея в недоумении: «Ой, это ветки какие-то, льдышки и сосульки, а не игрушки!»
Эпизод «Коробка с карандашами» – о том, как все нарисованное волшебными новогодними карандашами оживает. Но и о том, в каком родстве друг с другом состоят краски. Дети рисуют гуашью, звучит история, а потом наступает момент оживления рисунков при помощи теневого театра – ничего особенного: рама, ватман, свет из диапроектора. Мышка, кот, телефон – все, что нарисовано, вырезано. Тихонько поет скрипка.
Историю с куклами-марионетками мы приспособили для того, чтобы раскрыть смысл марионеточного поведения. Пусть дети будут кукловодами (они на скамеечках стоят, играет музыкальная шкатулка) и управляют родителями при помощи резиночек, привязанных к их рукам. Потом они меняются местами. Эффект поразительный: удивление, восторг и вопросительные интонации.
У феи, как у любого взрослого, на самом деле много тайн, но она никому их не передает, вот и заиндевела изнутри. Но постепенно все происходящее наполнялось жизнью и любовью, родители тоже хотели петь, лепить и рисовать, да и фея за время погони очень изменилась. Поняла, как ей необходимы игрушки, как она их на самом деле любит, что ей очень даже нравится разносить детям подарки. Она позвала мальчика в магазин, поделилась с ним тайнами, подарила ему поезд. И тогда все сели в круг, и реальный игрушечный голубой паровозик помчался по рельсам игрушечной железной дороги.
И тут – о чудо! – в витрине залаяла собака. Не плюшевая Кнопка, а настоящий пес Джой, который был вовремя и незаметно доставлен на представление.
История взлетела выше. Джоя гладили, он блаженно растянулся в кругу детей, но это была еще не развязка.
Явилась музыкальная шкатулка: балерина вертится в центре, а по кругу катится малюсенький голубой поезд. И такая тишина наступила...
Вот красота – и не бывает подарка больше.
Главное – помнить: избыточность, ускоренность праздничного времени, как и запас ярких переживаний, обязательно уходят к горизонту далеких лет жизни человека.
О новогоднем празднике,
который прошел
в ростовском клубе
«Внимание, черепаха», рассказала
Ирина ГОНЧУК
|