О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Стремясь повысить качество гуманитарного образования, школьные учителя все чаще предлагают детям заняться исследовательской работой.
При этом, как пишет А.Любжин в статье «Исследовательская работа в рамках современного гуманитарного образования» («ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 8 за 2008 год), многие педагоги допускают одни и те же ошибки. К примеру, учителя упускают из виду то, что исследовательская работа школьников должна носить учебный характер. Если она приводит к новым научным результатам – тем лучше, но не следует стремиться к этому любой ценой. С точки зрения автора, проектирование работы школьника «должно строиться так, чтобы он думал над сложными, но посильными вещами и трудился на пределе своих возможностей; остальное второстепенно или третьестепенно».
Не стоит увлекаться модными ныне литературоведческими темами вроде «Пространство и время в творчестве NN». Возможно, подобная тема позволит юному исследователю достигнуть научной новизны, но автоматическая работа по выявлению соответствующих слов с последующим схоластическим анализом их употребления едва ли будет содействовать развитию ученика. Вместо этого автор публикации советует больше внимания уделять темам, предполагающим сравнение различных литературных текстов (исторических источников). Интеллектуальный труд в этом случае будет достаточно интенсивным, особенно если задача исследования требует чтения текста на иностранном языке.
Еще одна ошибка: выбор «глобальной» темы. Не стоит пытаться рассмотреть крупный предмет с птичьего полета, взяв, к примеру, тему «Английская поэзия». «Для школьной исследовательской работы велика не только английская поэзия, ?– замечает А.Любжин. – Если мы начнем последовательно сужать круг рассматриваемых явлений – английская поэзия рубежа VI–VII веков, творчество Шекспира, трагедия «Антоний и Клеопатра» и ее античные источники, трагедия «Антоний и Клеопатра» и «Жизнеописание Антония» Плутарха – лишь третий-четвертый шаг даст ребенку возможность что-то увидеть по-настоящему».
Можно ли совместить обучение по школьной программе и стремление ученика к самовыражению в свободном, творческом труде? Учитель русского языка и литературы Е.Банникова считает, что это возможно, если использовать нестандартные методики. Об опыте своей работы педагог рассказывает в статье «Варианты нестандартных уроков: разнообразные способы учебных действий» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 6 за 2008 год). В публикации содержится описание разнообразных методических приемов, которые могут быть полезны на определенных стадиях учебного процесса. К примеру, прием «Кластеры» используется на стадии обобщения материала. Если вкратце, суть приема заключается в следующем. Учитель предлагает детям поработать с особыми «дневниками-журналами», где ученики отражают те моменты (цитаты из прочитанного текста), которые произвели на них наибольшее впечатление. Во время этой работы ребята учатся пользоваться специальными значками-маркерами: «V» — это мне известно; «–» — это противоречит моим представлениям; «+» — это интересно и неожиданно; «?» — об этом стоит узнать подробнее.
Какие качества необходимы для того, чтобы стать успешным лидером-организатором? Согласно исследованиям это: психологическая избирательность – способность учитывать психологию членов организуемой группы в процессе решения задач; практическая направленность ума, включая готовность применить сведения о социальных и психологических феноменах для достижения поставленных целей; такт ?– способность соблюдать чувство меры во взаимоотношениях с людьми; общественная активность как способность организатора заражать и заряжать своей энергией других членов группы и волевое усилие. О том, как школа и другие социальные институты влияют на развитие этих качеств у детей, рассказывается в статье курских психологов А.Чернышева, С.Сарычева, Ю.Лобкова и В.Скурятина «Особенности становления лидерства среди учащихся» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 10 за 2008 год). Примечательно, что, как пишут авторы, в школе преобладают лидеры-девушки, в детских спортивных организациях ?– лидеры-юноши, в центрах отдыха и развития наблюдается равное их соотношение; лидеры в детских центрах отличаются большей отзывчивостью, у них сильнее развита способность к эмпатии.