Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Витковский Анатолий

За журнальным столом

Обозрение педагогической печати

Стремясь повысить качество гуманитарного образования, школьные учителя все чаще предлагают детям заняться исследовательской работой.
При этом, как пишет А.Любжин в статье «Исследовательская работа в рамках современного гуманитарного образования» («ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 8 за 2008 год), многие педагоги допускают одни и те же ошибки. К примеру, учителя упускают из виду то, что исследовательская работа школьников должна носить учебный характер. Если она приводит к новым научным результатам – тем лучше, но не следует стремиться к этому любой ценой. С точки зрения автора, проектирование работы школьника «должно строиться так, чтобы он думал над сложными, но посильными вещами и трудился на пределе своих возможностей; остальное второстепенно или третьестепенно».
Не стоит увлекаться модными ныне литературоведческими темами вроде «Пространство и время в творчестве NN». Возможно, подобная тема позволит юному исследователю достигнуть научной новизны, но автоматическая работа по выявлению соответствующих слов с последующим схоластическим анализом их употребления едва ли будет содействовать развитию ученика. Вместо этого автор публикации советует больше внимания уделять темам, предполагающим сравнение различных литературных текстов (исторических источников). Интеллектуальный труд в этом случае будет достаточно интенсивным, особенно если задача исследования требует чтения текста на иностранном языке.
Еще одна ошибка: выбор «глобальной» темы. Не стоит пытаться рассмотреть крупный предмет с птичьего полета, взяв, к примеру, тему «Английская поэзия». «Для школьной исследовательской работы велика не только английская поэзия, ?– замечает А.Любжин. – Если мы начнем последовательно сужать круг рассматриваемых явлений – английская поэзия рубежа VI–VII веков, творчество Шекспира, трагедия «Антоний и Клеопатра» и ее античные источники, трагедия «Антоний и Клеопатра» и «Жизнеописание Антония» Плутарха – лишь третий-четвертый шаг даст ребенку возможность что-то увидеть по-настоящему».

Можно ли совместить обучение по школьной программе и стремление ученика к самовыражению в свободном, творческом труде? Учитель русского языка и литературы Е.Банникова считает, что это возможно, если использовать нестандартные методики. Об опыте своей работы педагог рассказывает в статье «Варианты нестандартных уроков: разнообразные способы учебных действий» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 6 за 2008 год). В публикации содержится описание разнообразных методических приемов, которые могут быть полезны на определенных стадиях учебного процесса. К примеру, прием «Кластеры» используется на стадии обобщения материала. Если вкратце, суть приема заключается в следующем. Учитель предлагает детям поработать с особыми «дневниками-журналами», где ученики отражают те моменты (цитаты из прочитанного текста), которые произвели на них наибольшее впечатление. Во время этой работы ребята учатся пользоваться специальными значками-маркерами: «V» — это мне известно; «–» — это противоречит моим представлениям; «+» — это интересно и неожиданно; «?» — об этом стоит узнать подробнее.

Какие качества необходимы для того, чтобы стать успешным лидером-организатором? Согласно исследованиям это: психологическая избирательность – способность учитывать психологию членов организуемой группы в процессе решения задач; практическая направленность ума, включая готовность применить сведения о социальных и психологических феноменах для достижения поставленных целей; такт ?– способность соблюдать чувство меры во взаимоотношениях с людьми; общественная активность как способность организатора за­ражать и заряжать своей энергией других членов группы и волевое усилие. О том, как школа и другие социальные институты влияют на развитие этих качеств у детей, рассказывается в статье курских психологов А.Чернышева, С.Сарычева, Ю.Лобкова и В.Скурятина «Особенности становления лидерства среди учащихся» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 10 за 2008 год). Примечательно, что, как пишут авторы, в школе преобладают лидеры-девушки, в детских спортивных организациях ?– лидеры-юноши, в центрах отдыха и развития наблюдается равное их соотноше­ние; лидеры в детских центрах отличаются большей отзывчивостью, у них сильнее развита способность к эмпатии.

 

Рейтинг@Mail.ru