ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Экзаменуем... родителей!
Собрание, посвященное учебным проблемам пятиклассников, можно провести в необычной форме
Cейчас, когда пятиклассники проучились первые четыре месяца, можно довольно уверенно говорить о наметившихся ребячьих проблемах – учебных, коммуникативных, личностных.
Для их преодоления важно целенаправленно ориентировать родителей на поддержку детей. Как это сделать? Людей обычно интригует ситуация парадокса. Поэтому учителя, работающие с Нижегородским центром непрерывного образования, при подготовке родительских собраний часто проводят фокус-исследования, анкетирование родителей, учеников и учителей, а затем знакомят их с точками зрения каждой группы, пытаясь обнаружить единство взглядов или объяснить зафиксированные противоречия.
Кстати, если опросить ребят заранее, в последние, уже не очень «учебные» дни четверти, разговор с родителями можно провести
в каникулы, в менее формальной обстановке вечерних посиделок.
Новогодние каникулы длинные, можно заранее договориться
о встрече.
Вначале – слово психологу
Родителям, особенно тем, чей ребенок-пятиклассник старший или единственный в семье, хорошо бы напомнить об особенностях возраста, который можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому.
Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние (в первую очередь семья, родители). Внешне это отчуждение проявляется в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда – конфликты с ними. Младший подросток пытается найти собственную уникальность, познать собственное «я». По этой же причине подросток ориентирован на установление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности. Именно ввиду психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка и в стенах школы постепенно меняются приоритеты. Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма), можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность.
Упражнение
«Проверьте себя»
Предложите родителям проверить себя, хорошо ли они представляют, чем отличается жизнь четвероклассника от жизни пятиклассника. Вопросы могут быть оформлены на стиккерах, закрепленных на доске.
Некоторые вопросы парные: ответы обоих родителей следуют друг за другом и затем сравниваются. Другие – одиночные: ответ дается одним из родителей. Поэтому необходимо заранее на билетиках пронумеровать каждый вопрос:
№ 1. Сколько учебных предметов изучалось вашим ребенком в 4 классе?
№ 1. Сколько учебных предметов изучается вашим ребенком в 5 классе?
№ 2. Какова недельная учебная нагрузка была у вашего ребенка в 4 классе?
№ 2. Какова недельная учебная нагрузка у вашего ребенка в 5 классе?
№ 3. Сколько учителей обучали вашего ребенка в 4 классе?
№ 3. Сколько учителей обучают вашего ребенка в 5 классе?
№ 4. Кто «новенький» в классе?
№ 5. Какой учебный день недели является самым трудным, напряженным?
№ 6. Сколько времени в среднем тратил ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 4 классе?
№ 6. Сколько времени в среднем тратит ваш ребенок на подготовку домашних заданий в 5 классе?
№ 7. Какие факультативные курсы были у детей в 4 классе?
№ 7. Какие факультативные курсы у детей в 5 классе?
Классный руководитель и первый учитель выступают в роли экспертов. По мере ответа родителей они либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.
А теперь наступает время послушать мнение детей. Что же, на их взгляд, изменилось в их жизни с переходом в 5 класс?
Родителям предлагается просмотр видеозаписи группового интервью ребят, ответы детей на вопрос «Что изменилось в твоей жизни, когда ты стал пятиклассником?».
По окончании просмотра психолог может помочь в обобщении ответов детей, обратить внимание взрослых на важные тенденции.
Упражнение «Поделись чувством»
Наш опыт показывает, что большинство пятиклассников испытывают различные трудности в период адаптации.
С какими трудностями, по вашему мнению, пришлось встретиться вашему ребенку в 5 классе? Возможно, некоторые из них вы почувствовали еще в начале учебного года, а некоторые, может быть, остались нерешенными до сих пор.
Родители по очереди передают друг другу «сердечко» — символ откровенности – и говорят о трудностях своего ребенка.
После этого они могут сравнить свое мнение с точкой зрения ребенка, посмотрев отрывок видеозаписи группового интервью, где дети отвечают на вопросы: «С какими трудностями тебе пришлось встретиться в 5 классе?» и «Удалось ли тебе их преодолеть?»
В большинстве случаев пятиклассники указывают на то, что в школе стало сложнее, потому что: очень много разных учителей (их надо запомнить, привыкнуть к требованиям каждого); непривычное расписание уроков (новый режим); много новых кабинетов, которые неизвестно как расположены; появляются новые дети в классе; новый классный руководитель; проблемы со старшеклассниками (например, в столовой, на перемене).
Комментарий психолога
Психолог или учитель напоминает о трудностях адаптации, успешность которой зависит не только от интеллектуальной готовности ребенка, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Но как родителям определить, насколько хорошо их ребенок встроился в новую ситуацию?
О трудностях адаптации могут свидетельствовать некоторые признаки:
1. Усталый, утомленный внешний вид ребенка.
2. Нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне.
3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
4. Нежелание выполнять домашние задания.
5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
7. Беспокойный сон.
8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Для того чтобы понять, какая помощь требуется ребенку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается. Для этого обратимся к результатам диагностики.
Сравнительный анализ уровня
усвоения учебной программы
в 4 классе и за первое полугодие
5 класса
Родителям предлагается ознакомиться с гистограммами, отражающими средний балл успеваемости каждого ребенка за 4 класс и первое полугодие 5 класса.
По этическим соображениям фамилии учеников не пишутся, под столбиками гистограммы проставляются номера. А родители получают по карточке, на которой указано, какой номер соответствует фамилии его ребенка. Краткий анализ данных поможет обратить внимание на то, что значительное снижение успеваемости может свидетельствовать о трудностях адаптационного периода.
Анкета школьной мотивации
Если классный руководитель вместе со школьным психологом провели в конце четверти анкетирование ребят, с результатами непременно нужно познакомить родителей.
Предварительное исследование проводится по основным факторам, влияющим на уровень школьной мотивации (по методике Н.Г.Лускановой): уровень умственных способностей, характер отношений в классе, особенности отношений с отдель-
ным педагогом, личность классного руководителя, позиция родителей. Особое внимание уделяется последнему фактору. Родители получают индивидуальные результаты диагностики школьной мотивации и их краткую интерпретацию.
Обычно родителей очень интересуют результаты анкетирования «Чувства, которые я испытываю в школе». Целесообразно преобладающие чувства (отмечающиеся более чем у 45–50% детей класса) выделить в списке цветом. Для определения доминирующих эмоциональных состояний у пятиклассников можно использовать методику С.В.Левченко «Мои чувства в школе», которая позволяет определить индивидуальный характер переживаний и общий «эмоциональный портрет» класса.
Видеосюжет «Один учебный
день пятиклассника»
Хорошо бы напомнить родителям, что учебный день пятиклассника очень насыщен и разнообразен, предложив их вниманию небольшой видеосюжет с фрагментами уроков. В ситуации учебной деятельности очевидно, что у детей не только разный стиль работы на уроке, различная манера ответа, но и неодинаковая степень активности на уроках, уровень утомляемости. По данным психологов, ситуация адаптации вызывает повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и страхи. Например, усиливается страх не соответствовать ожиданиям окружающих, который в этом возрасте сильнее, чем страх самовыражения. Постоянный страх не соответствовать ожиданиям окружающих приводит к тому, что и способный ребенок не проявляет в должной мере своих возможностей.
Трудности и страхи в отношениях с учителями испытывают от трети до половины всех пятиклассников. В свою очередь родители, нацеливая детей «работать на оценку», все больше провоцируют школьные страхи, связанные с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок.
Письмо родителям
– Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети раскроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам лучше понять своего ребенка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениям, – говорит учитель, раздавая родителям письма от детей. Для создания настроения можно включить музыку.
Принцип технологии «письма родителям» в чем-то схож с методикой незаконченных предложений: ребенку предлагается дописать начатые предложения по своему усмотрению.
Обычно родители очень искренне реагируют на письма детей, проникаются желанием поговорить, помочь, поддержать.
В заключение собравшимся предлагается посмотреть видеозапись группового интервью, содержащего ответы детей на вопрос «Что бы ты хотел пожелать или пообещать своим родителям?».
Это хорошее завершение разговора, который, возможно, продолжится дома у елки, за семейным столом.