Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ


Решение задач. Не учебных, а жизненных

Чему должен научиться педагог, чтобы помочь подростку

Педагоги традиционно обращают внимание на те особенности ученика, которые расходятся с его идеальной моделью: «Будь внимателен при выполнении задания… не выкрикивай… слушай других» и так далее. За скобками всегда остается вопрос «как?». Как научиться быть хорошим учеником? Как вести себя приемлемо в целом, а не по случаю или по команде?
Педагоги-психологи Центра практической психологии образования при Академии социального управления считают: «Навыки, достойные человека, могут и должны стать содержанием современного воспитания».
Они уверены, что дело не в конкретных рецептах поведения, ведь поведенческий пласт самый поверхностный. Главное – внутреннее отношение ребенка к себе и к окружающим, его собственная система ценностей. С этим-то и надо работать.
Как? Об этом шла речь на мастер-классе, проведенном в рамках IV Всероссийского съезда психологов образования.

 

Примерочная поведений

Мастер-класс назывался «Я взрослый?» и был посвящен младшему подростковому возрасту. Исходный посыл: взглянуть на мир глазами подростка, почувствовать, как он, дать ответ на запрос жизненной ситуации этого периода – это доступно любому взрослому. Это можно увидеть и поставить, как в театре. Достаточно построить модель. Но тут важна каждая мелочь.
Дарья Рязанова, кандидат психологических наук, ведущая мастер-класса: «Хочется, чтобы каждый позаботился о себе, чтобы всем было удобно. Берите стульчики, организуем круг… раздвинем круг. Мы представляем программу «Жизненные навыки», она про социальные умения, про педагогическое сопровождение тех задач, которые перед детьми ставит жизнь: «Меня дразнят… у меня нет друзей… я не могу начать делать уроки» и так далее. Эти вопросы искренние, они требуют уважительного отношения к тому, что волнует ребенка, большого доверия к нему, и тут вперед выходят вопросы психологической безопасности. Если на ваше занятие в любой момент может кто-то зайти, прервать вас, что-то неприятное сказать, это значит, у вас нет защищенного пространства для работы с детьми, не стоит и начинать. Второе условие безопасного общения – это правила, которые принимаются всеми. Мне как ведущему сейчас нужна высокая степень вашего доверия».
Итак, надо назваться и сообщить о своих ожиданиях от мероприятия. По голосу, по двум-трем фразам видно, как человек воспринимает и маркирует ситуацию, реалистично ли видит положение вещей.
Поскольку в аудитории собрались педагоги и психологи, интерес большинства ?– познакомиться с новой методикой. Во-вторых, поговорить об особенностях работы с младшими подростками, получить какие-то новые рецепты взаимодействия, адаптации, диагностики. А кто-то у себя в школе разрабатывает «Карты взросления» и надеется, что найдет здесь что-нибудь «вкусненькое».
Мягкое спасибо ведущей и – «Увы, мы не сможем сегодня показать все, ответить на все запросы, слишком они разные, но если вы будете удерживать свой вопрос в фокусе внимания, вы обязательно найдете в происходящем ответ, такое волшебство бывает».
Участникам дана установка, и теперь каждый «держит мысль», хотя дальнейшее действие разворачивается вовсе не «по вашему заказу».

Возраст как территория

Ведущая: «Попробуйте найти и назвать ассоциации, связанные с детством. Не будем рассуждать, назовем первое, что приходит в голову».
Ответы: «Беспечность… Игрушки… Радость… Родители… Чудо… Уверенность во всем… Тепло… Восторг… Приключения… Страх одиночества».
Ведущая: «Теперь – про качества взрослого человека. Взрослость – это что? Какие ассоциации возникают?»
Ответы: «Работа… Ответственность… Самостоятельность… Самореализация… Спокойствие... Большие возможности… Там розовое, тут бордовое».
Ведущая: «Нами обозначены детство и взрослость. А подростковость где-то между. Ее надо не перескочить, а как-то прожить. Мы попробуем это сделать, но сначала давайте заглянем в свои сумки, карманы и найдем там одну взрослую вещицу и одну детскую. Вот, дескать, моя детская жизнь, вот взрослая».
Предъявляются и обговариваются разные пары вещей. Мандарин и банковская карточка; брелок-игрушка и чистейший носовой платок; ручка, которая забавно щелкает, – детско-взрослый предмет; маленькая черепашка и билет на поезд…
Ведущая: «Эти предметы помогут нам исследовать пространство перехода из детства во взрослость. Мы будем передвигаться туда и обратно прямо здесь. Вот это место аудитории, где мы сейчас сидим, это «детство» или «взрослость»? Как это у нас прозвучало? «Детство»? А подальше – много-много парт, обозначим это переходом, потому что у окна, договариваемся, – взрослый мир. Вам нужно побывать во всех пространствах вместе с предметами-символами и прочувствовать свои ощущения, постараться зафиксировать их. Во время действия переговариваться нельзя. Все внимание на походку, дыхание, мысли, чувства при переходе».

Как это работает…

Эксперимент начался и по прошествии пяти-семи минут закончился.
Участникам раздали фломастеры и листы и попросили, согнув лист пополам, сделать две визитки: «Я ребенок» и «Я взрослый» – что-то нарисовать (можно просто символ, линию) или написать – как хочется. Выполнять задание было предложено в любом месте аудитории, где удобнее. Оказалось, большинство предпочли средний сектор.
Потом участники снова собрались в круг. Но что-то неуловимо переменилось: рассаживаться начали не на свои места, а по какому-то непонятному выбору соседства; рассказывать стали непринужденно, наперебой, не как вначале, при знакомстве.
Но что же произошло с людьми там, «на переходе»?
Участники поведали: «Немного закружилась голова, а на взрослой территории ?– полное спокойствие»… «На волны похоже, да, волнение. То ты поднимаешься, то исчезаешь, тревожно»… «Идти – как? Все мешают, люди, стулья. То боком идешь, то прямо, то зигзагами. Честно говоря, неудобно. Хотелось вернуться»… «Во взрослом мире есть уверенность, но нет тепла. На переходе тепло есть, там много энергии требуется»... «Все же быть взрослым не так круто, как я думала. Там все на тебя похожи, а тут, в переходе, твое Я все-таки отдельное»… «Детство комфортно и понятно, подростковость ?– штука неудобная, а во взрослости все какими-то одинаковыми становились, не то что на переходе. Как будто привычные маски надевали»… «Лучше всего мне было во взрослом мире, а вот на переходе тоска… очень хотелось взять телефон и кому-нибудь позвонить»… «Нет, и у окна плохо. Хочется уйти дальше, ехать куда-нибудь на машине и никогда не возвращаться ни в один возраст».
Ведущая комментировала каждую реплику, делая перенос ощущений педагогов на приметы подросткового поведения: тут и телефонная зависимость, и неуклюжесть, и повышенная тревожность, и отторжение мира.

…и что же открывается?

Видимо, для подросткового возраста верно определение «потерянный». Ты ни то ни се. Но кому-то в пережитом на модели дискомфорте вдруг вспомнился яркий сон юности о множестве цветочных горшков и о необходимости их поливать. Не он ли определил выбор профессии?
Кого-то пребывание в состоянии подростка подтолкнуло к верным ассоциациям: «Я-то злюсь, когда слышу от учеников: «Да ну, неохота», – а сама, когда шла между рядами, только и думала, как бы пройти, и не дай бог меня бы заставили делать еще что-то. Ведь надо идти»... «А мне больше всего хотелось сесть и не двигаться, то-то мой сын после школы на диван заваливается».
Оказывается, говорила ведущая, в нас многое живо, только мы редко обращаемся к себе. Педагогикой тем не менее занимаемся. Все-таки сначала нам надо самим получить доступ к собственным чувствам, а уж потом учить этому детей.
«Странно, – поделилась наблюдением участница мастер-класса, – мне казалось, детство понять проще, оно в нас давно по полочкам расставлено, да и смотрим мы в детство часто. А вот из подросткового возраста оно совсем другое, нежеланное, что ли. А уж понять оттуда свое «сейчас» – это почти невозможно, это выглядит как героизм и как предательство одновременно».
Другое наблюдение: «Когда надо было показать свою детскую или взрослую визитку кому-либо из участников, я все ждала, что ко мне кто-то подойдет. Но никто не подошел. Я сама подходила, и ко мне относились приветливо. Между прочим, это я заметила за собой еще в подростковом возрасте: никто не понимает, чего я хочу. Тогда я сильно обижалась, а теперь привыкла».
Люди разговаривали, а в совокупности получалось, что подростковость – это не то, что надо переждать и через что можно перепрыгнуть, а то, что надо проживать основательно, со вкусом. Потому что линии и царапины, прочерченные там – обстоятельствами ли, окружением, – не стираются никогда.

Продолжите тему сами

В заключение Дарья Рязанова напомнила, что если идея развития жизненных навыков подростков через искренние разговоры близка участникам, то формат, в котором шло занятие «Я взрослый?», может быть частично перенесен на занятия с детьми. Но данное занятие – лишь звено в цепочке других тем Программы жизненных навыков: «Уверенность без агрессии: как стать видимым», «Как справляться с неуверенностью», «Как находить привлекательные моменты в том, что делать необходимо», «Как научиться отказывать, не испытывая при этом чувства вины» и прочие. Если вас заинтересовал подход или вы хотите увидеть все своими глазами или научиться этому, пишите Дарье на почту: ryazanova-dv@yandex.ru

Записала Людмила КОЖУРИНА

PS.

Любопытное исследование представлений подростков о взрослости провели сотрудники Центра практической психологии образования при Академии социального управления.
Оказывается, если 15–20 лет назад все подростки стремились поскорее повзрослеть, то теперь главенствует питер-пэновский идеал вечного тинейджерства.
Определяя взрослого человека, современные подростки называют такие качества: самостоятельный, трудолюбивый, уверенный, аккуратный, сильный, работоспособный, сосредоточенный, щедрый, пунктуальный, «конспиративный» (в значении «осторожный», «заботящийся о безопасности»).
На вопрос, все ли взрослые пунктуальны, трудолюбивы, они отвечали «да, конечно», приводили в пример своих родителей и учителей. Очевидно: образ крайне идеализирован. Но вот парадокс: когда на занятии мир взрослых был обозначен кругом на полу и ребят попросили подойти к нему настолько близко, насколько хочется, дети стали отодвигаться от него в самый дальний угол.
Взрослый мир очень страшит, но чем? С одной стороны, невозможностью достижения идеала, созданного в воображении, – не без помощи взрослых, конечно. С другой – нежеланием участвовать в «семейной драме», которую дети часто изображают в рисунках на тему «Взрослые».
Интересно, что при этом во время тестирования баллы по «степени невыносимости ощущения, когда тебя считают маленьким», они ставят самые высокие.
Подростки как бы нигде. Может быть, потому, что нет рядом привлекательных взрослых? Поистине «жизненная задача».

Рейтинг@Mail.ru