Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

В ФОКУСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Сидоров Константин

Что такое «триада риска»

Как связаны между собой самооценка ученика, уровень его притязаний и тревожность?

Мы привыкли считать, что чем выше самооценка ученика, тем на более высокие учебные результаты он претендует. Но в действительности между этими личностными характеристиками существует более сложная взаимосвязь, о которой важно знать педагогу.

 

Уровень притязаний и самооценка у ребенка могут как соответствовать, так и не соответствовать друг другу. Согласно исследованиям их гармоничное сочетание у старшеклассников проявляется примерно в 50% случаев. Но встречаются и ситуации, когда у подростка обнаруживается более высокий уровень притязаний по сравнению с самооценкой. И наконец, самый редкий случай: пониженный относительно самооценки уровень целеполагания.
Подобные рассогласования практически всегда сопряжены с ростом тревожности. Этот феномен в психологии получил название «триада риска». Слово «триада» здесь означает три взаимосвязанные вещи – самооценку, притязания и тревожность, а «риск» указывает на угрозу возникновения заболеваний. «Триада риска» может проявиться уже в подростковом возрасте.

За фасадом внешнего благополучия

Что происходит с ребятами, у которых наблюдаются более высокие притязания по сравнению с самооценкой?
Внешне их жизнь складывается вполне благополучно. Таких детей отличает стремление достичь хороших результатов в учебе, и, как правило, проявляя активность и самостоятельность, они добиваются своего. Исследования показывают, что в последующем эти ребята становятся более успешными в учебной и/или профессиональной деятельности. И все бы хорошо, если бы не одно «но»: успех в этом случае достигается за счет ухудшения состояния здоровья. Пониженная самооценка относительно уровня притязаний порождает сильное эмоциональное напряжение из-за возможности потерпеть неудачу, риск которой очень велик с точки зрения самого подростка. А поскольку человек стремится реализовать свои амбиции, ему приходится все время бороться с собственной тревожностью. Постоянное напряжение ведет к частым заболеваниям (ОРВИ, гастрит, гастродуоденит, вегетативно-сосудистая дистония).
Говоря о признаках неблагополучия, стоит отметить, что высокое эмоциональное напряжение отражается в чрезмерно болезненных переживаниях школьника по поводу возможного неуспеха в контрольных, экзаменационных и иных проверочных работах, а также при поступлении в вуз. Бывают и «срывы» в нестандартных ситуациях, в случае неуспеха. Можно обнаружить и еще один симптом: склонность ребенка к заниженной оценке собственного потенциала (в некоторых случаях возможности ученика гораздо выше, чем его оценка своих возможностей). Об усилении неблагоприятных тенденций свидетельствуют ухудшение самочувствия, усталость, снижение иммунной защиты организма, проявление симптомов различных заболеваний.
В чем же причины негармоничного сочетания уровней самооценки и притязаний? Специалисты считают, что одной из главных причин является специфика семейного воспитания.
В семьях, где дети отличаются повышенным уровнем притязаний на фоне сниженной самооценки, родители, как правило, задают определенные стандарты поведения и успеваемости, жестко контролируют их выполнение, оказывая всяческое давление на ребенка. Стимулируя детей к непрерывному труду, родители как бы вводят их в зону накопления эмоционального напряжения. Дополнительным фактором, нагнетающим тревожность, является ослабление эмоциональной близости в ситуации неуспеха детей и строгое, критичное к ним отношение.
Но возможна и другая ситуация, когда высокие притязания являются компенсацией низкой самооценки, которая обусловлена природными особенностями ребенка (связанными со слабостью здоровья или другими проблемами).

В попытке спрятаться от трудностей

Теперь обратимся к противоположной ситуации: когда у детей проявляется повышенная самооценка относительно уровня притязаний. Подобный дисбаланс ведет к тем же последствиям. В чем же тогда принципиальная разница? В психологических «механизмах», которые порождают эти проблемы. В случае когда самооценка доминирует над амбициями, тревожность возникает по причине того, что учебные достижения подростка в итоге оказываются более низкими по сравнению с теми, на которые он мог бы выйти, если бы ставил более высокие цели. В этой ситуации не возникает чувства подлинного успеха, а напряжение только возрастает из-за неудовлетворенности достигнутым. Но стремясь получить гарантированный результат и минимизировать риск, подросток перестраховывается, выбирая цели пониженной сложности.
Вдобавок к этому тревожность нагнетается из-за опасения получить негативную оценку своего выбора со стороны взрослых. Дело в том, что ребята со сниженными притязаниями малоактивны в учебе и в жизни. Отсюда типичные жалобы родителей и педагогов в их адрес: «ленится», «не хочет достичь хороших результатов в работе», «не прикладывает сил для улучшения результатов учебы».
Первопричины этих проблем, как и в предыдущем случае, можно обнаружить в специфике семейных отношений. Обычно это семья, где родители уделяют детям очень мало внимания и в большей степени заняты собственными делами.
Бывает и так, что учащиеся с подобным типом рассогласования самооценки и притязаний приходят в школу из так называемых неблагополучных семей. Известно также, что в таких ситуациях между родителями и детьми возникают конфликты, которые как бы заморожены, не разрешены. Это приводит к снижению учебной активности и как следствие – снижению уровня притязаний относительно самооценки.
Но бывает и так, что подобный «воспитательный» эффект проявляется в семьях, где родители не только прислушиваются к детям и считаются с ними, но еще и балуют, решают за них многие проблемы. Эта «тактика» тоже порождает стремление к перестраховке.

Вместе – к желанным переменам

Каким же образом школа может помочь ребенку справиться с «триадой риска»? Главная предпосылка успеха в решении этой задачи – комплексный подход, включающий в себя как минимум три направления деятельности. Во-первых, это диагностика наличия у детей «триады риска». Во-вторых, работа педагогов, направленная на повышение самооценки и формирование такого уровня притязаний, который был бы не только реалистичным, но и способствовал укреплению веры ученика в собственные силы (необходима разработка и внедрение в учебный процесс соответствующих технологий). В-третьих, тесное сотрудничество педагогов с семьей. Если педагоги и родители будут действовать по отдельности, то им мало что удастся сделать, если вообще удастся.
Как должны взаимодействовать школа и семья? Прежде всего необходимы контакт и обмен информацией и, конечно же, важна помощь друг другу, особенно помощь учителей и психологов родителям. Важно помочь родителям вначале осознать суть проблемной ситуации ребенка, а затем преодолеть эти проблемы. К примеру, родителям, которые склонны ориентировать ребенка на высокие достижения, важно понять, что задаваемая ими планка обязательно должна быть соотнесена с психологическим (интеллект, характер, воля, сфера увлечений и интересов) и даже организмическим (состояние здоровья, уровень активности) ресурсом их детей. В частности, следует помнить, что они нуждаются в эмоциональной поддержке, особенно в ситуации неуспеха, поскольку известно, что переживание неудачи влияет на самооценку сильнее, чем успех.
Вообще говоря примером здесь может служить ситуация в семье, где у детей существует гармоничное сочетание самооценки и уровня притязаний (отсутствие «триады риска»). В таких семьях родители ориентированы на высокие стандарты, но все же способствуют выбору учебных и профессиональных занятий в соответствии с возможностями самих детей, их собственными представлениями о своих способностях. То есть папы и мамы не проводят сверхжесткой линии относительно будущих планов детей и не навязывают им свои притязания. Таким образом дети являются полноправными членами семьи. Это создает благоприятные условия выбора школьниками таких целей, которые по сложности соответствуют самооценке их способностей.
Подобные принципы могут быть ориентирами во взаимодействии с детьми не только для родителей, но и для учителей.

Рейтинг@Mail.ru