Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ


Маргарита КАМИНСКАЯ: «Без поиска нет знания. А без общения – поиска»

Об особенностях педагогической культуры учителя развивающего обучения

Как ни стремятся горячие головы создать такую систему образования, которая учила бы без учителя и качественно, – не получается. Более того, чем система сложнее и интереснее, тем выше требования к учителю, ее запускающему и организующему; к ученику, в ней работающему. Об этом мы разговаривали с доктором психологических наук, профессором Маргаритой КАМИНСКОЙ на конференции, посвященной 50-летию системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

 

— Говорят, по учебным программам развивающего обучения может работать далеко не любой учитель. Вопрос: каким должен быть этот «не любой»?
– Исследователем. В ситуации совместности «учитель – ученик» главное вовсе не технология, а инициативное осмысление учебной ситуации, умение увидеть ее в перспективе и стремиться к совершенству. Это в равной мере касается и учителя, и ученика: найти потенциальные точки собственного роста.
Но происходит это в том случае, если учитель специально работает над дозированием поисковой нагрузки. Про что у нас урок – в точности? Что в материале урезать, что загнать вперед, как преподнести задание? Не просто «решайте», а «ребята, оцените мое задание, как вы считаете, что оно может проверить?».
Что нужно, чтобы ученики сделали выводы сами? Какие собственные средства они могут использовать? Как работать с их догадками о выводах? Когда учитель задает себе эти и другие вопросы, он «видит» детей, класс и на этой основе выстраивает гипотетическую организацию урока. Разумеется, все пойдет иначе, и задание, на которое планировалось три минуты, будет выполняться двенадцать или наоборот.
Организация достраивается на уроке, когда ученики, увидев задание, сами определяют, как лучше его выполнять – в паре, в группе, в одиночку; когда начинается фиксация версий и обоснований, их сравнение и сопоставление и когда главная ремарка учительской речи – «Мне непонятно, комментируй». И это не игра в «не верю», это самая настоящая работа на понимание того, как ученик думает, когда что-то делает, из чего он исходит.
– По жанру это эвристическая беседа или что-то вроде сократовского диалога?
– Нет, конечно. Сократовский метод – от общего к частному. Сократ не вступал в диалог, пока ученики не иссякнут, не исчерпают содержание. И задавал вопросы по сути, а не по шагам. По шагам – это дидактическая беседа.
А хорошего описания работы учителя в системе развивающего обучения пока нет, это тонкое место. Но наш учитель идет в работе с детьми не от ожидаемых результатов, не с конца – он идет с начала. Оснащает ребенка действием, а не излагает содержание знания. Все, что мы с учителем пытаемся спроектировать, – это предметное содержание учебного действия.
– Может быть, вы слишком усложняете процесс получения знаний? Прочти учебник, пойми алгоритм и делай. А вы что-то расслаиваете, надстраиваете – к чему эта занудность?
– Да, слышали мы это. Зачем учить, дети и так знают, а не знают – узнают. Пусть двигаются, как двигаются. Но если серьезно – знание, не полученное в поисковом действии, – это не знание. То есть знание должно родиться, подвергнуться испытанию опытом, потом проверке – процесс эволюционный. Даже чтобы что-то интуитивно схватить, надо быть в поиске, иначе ситуация пройдет мимо тебя. Или это будет расшифровка чужого знания.
Для нас «поисковое» – значит учебное. Не так сложно нас понять: попробовал сам – не получилось. Из неудачной пробы вытекает вопрос: как следует действовать, из чего исходить? Тогда можно сорганизоваться, и твой вопрос – это уже не вопрос маргинала. Но теперь необходимо усилие по формулированию вопроса: чтобы он стал ключевым для всех, он должен быть всем понятен. Разные гипотезы – надо договориться об общей. Договорились. Действуем. Результат получился? У всех? Или у кого-то одного? Тогда снова надо договариваться. Без поиска нет знания. А без общения – поиска. Все.
Когда способ действия все-таки находится, он моделируется либо в схеме, либо в пунктах созданного правила.
– Вот как раз про модели хотелось бы спросить. С какого возраста дети овладевают абстракциями языка программ развивающего обучения?
– Сразу, с первых дней. Это культура поисковой работы. Модель – это значит, что-то внешне представить. Помощник, который показывает, что и как можно делать, как это делается на самом деле. Модель надо уметь читать и применять. У меня есть интересный пример: третьеклассница школы РО для уроков английского, который ведется не по системе развивающего обучения, составила себе «Помощника по правильному задаванию вопросов». Видимо, исследовательское поведение у нее уже сформировалось. Человеку ясно, над чем он должен работать, он знает, как это делать.

Беседовала Людмила КОЖУРИНА

Рейтинг@Mail.ru