ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
Вузы получат право учреждать малые предприятия?
Идея внедрять таким образом научные разработки поддержана правительством
В Москве прошла конференция «Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики», на которой были подведены итоги реализации разделов приоритетного национального проекта, посвященных высшему образованию.
Вузы научились осваивать средства
В рамках ПНПО 57 инновационных вузов получили гранты из федерального бюджета в размере 30 млрд рублей, объем софинансирования из других источников, в том числе из средств работодателей, превысил 8 млрд рублей.
На поддержку 246 ПТУ и ссузов из федерального бюджета было направлено 6,1 млрд рублей, объем софинансирования составил 7 млрд рублей.
В своем выступлении перед участниками конференции заместитель председателя Правительства РФ Александр Жуков подчеркнул, что «беспрецедентные по объему средства не просто распределены, а присуждались лучшим идеям и замыслам со стороны образовательных учреждений, причем на конкурсной основе».
По словам министра образования и науки Андрея Фурсенко, «мы отвыкли от расходования больших средств, но теперь этот психологический барьер преодолен».
До 70% ассигнований, полученных в рамках нацпроекта, учреждения профессионального образования направили на модернизацию своей материально-технической базы. В результате, по словам министра, в этой сфере «произошел скачок в 10–15 лет». Так, 15 суперкомпьютеров, приобретенных вузами–победителями ПНПО, входят в список 50 самых мощных вычислительных систем на пространстве СНГ, а суперкомпьютер, установленный в МГУ, занимает второе место в рейтинге после Российской академии наук.
Министр перечислил главные результаты нацпроекта в сфере профессионального образования: система образования стала более открытой для общества, тысячи преподавателей получили возможность повысить свою квалификацию, резко возросли конкурсы в образовательные учреждения, победившие в нацпроекте (в том числе и в ПТУ), были созданы новые образовательные программы – 1500 для вузов и 600 для ПТУ и техникумов, причем более трети из них – в области техники и технологии, что позволит обеспечить подготовку крайне необходимых специалистов для экономики страны.
Большая роль малых предприятий
Но самым значительным достижением нацпроекта министр считает развитие инноваций: создание при вузах бизнес-инкубаторов, технопарков и наукоемких фирм (стартапов), на которых работают студенты и преподаватели, внедряя разработки, полученные в ходе реализации инновационных программ.
Ярким примером в этом отношении может служить Томская область, где действует 37 малых предприятий при вузах, но, по словам губернатора этого региона Виктора Кресса, администрации области приходится прилагать немало усилий для их защиты от контролирующих и проверяющих органов, потому что их деятельность пока является нелегитимной.
«Действующее законодательство не позволяет вузам вкладывать интеллектуальную собственность в качестве уставного капитала в малые предприятия. Остается два пути: либо класть на полку изобретения, либо воровать их у других», ?– считает президент организации «Опора России» Сергей Борисов. По его мнению, «от деклараций о пользе инноваций пора переходить к реальным делам».
Тем более что отставание в этой сфере становится критическим: инновационные предприятия в России составляют лишь около 1,2% от сектора малого бизнеса, что на порядок меньше аналогичного показателя в США.
Как заверил Андрей Фурсенко, в ближайшее время планируется принять закон, который предоставит вузам право учреждать малые предприятия с целью внедрения своих научных разработок. Эта идея одобрена на самом высоком уровне, есть соответствующее поручение председателя правительства В.Путина.
По прогнозам специалистов, если будет принят закон о малых предприятиях, их число увеличится примерно втрое, потому что более половины всех инновационных малых компаний создаются при университетах.
Деньги будут?
Серьезную озабоченность педагогической общественности вызывают перспективы развития нацпроекта.
На конференции звучали весьма обнадеживающие заявления по этому поводу.
Так, Александр Жуков подчеркнул, что «нацпроекты будут продолжаться, правительство и президент считают их полностью приоритетными».
Андрей Фурсенко был более сдержанным в своих обещаниях. По его словам, «в ближайшее время «золотой дождь» на образование не прольется, но деньги придут. Главное, использовать их с максимальной эффективностью».
Окончательные решения будут приняты на Совете при Президенте по приоритетным национальным проектам, заседание которого состоится до конца текущего года.
Министерство образования и науки подготовило программу, которая включает в себя как новые направления деятельности – такие как стратегия «Наша новая школа», так и ряд положений нацпроекта, хорошо зарекомендовавших себя в ходе его реализации. К их числу А.Фурсенко отнес поддержку классных руководителей, школьное питание, развитие профессионального образования.
Характеризуя последнее направление, министр подчеркнул, что, «начиная проект по поддержке лучших ПТУ и ссузов, мы не ставили задачу переоснастить все 6000 образовательных учреждений этого уровня, а хотели показать, каких результатов можно добиться в этой сфере».
Однако, по прогнозам министра, достижения в области НПО и СПО станут заметны только тогда, когда получат поддержку не менее 10–15% учреждений от общего числа. Пока их, напомним, 243, то есть около 5%. Вместе с теми, кто получит гранты в следующем году, они станут ресурсными центрами по подготовке специалистов для высокотехнологичных отраслей экономики.