Когда разговор о педагогике становится разговором о том, что есть человек
На выставке прошла презентация книги «Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам», выпущенной нашим Издательским домом
Читателям «ПС», не побывавшим на выставке, эта книга все равно должна быть знакома – она составлена из материалов летнего номера «ПС», который носил такое же название.
Книга «Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам» имеет подзаголовок: антология классических и неклассических текстов о педагогике. В ней собраны фрагменты научных работ, лекций, эссе сорока трех авторов – знаменитых философов, писателей, педагогов, поэтов. Тексты эти посвящены не впрямую воспитанию, а скорее вопросам, воспитанию предшествующим: что есть человек? что есть человеческая жизнь? что есть личность?
Честно сказать – мы очень волновались, представляя эту книгу на NON/FICTION. Педагогика, воспитание – эти слова для самых разных людей словно пахнут мастикой из школьных коридоров, отзываются в памяти нехитрыми сентенциями вроде «…и ничего, выросли нормальными людьми» или «повзрослеешь – сам поймешь, что так надо». Можно ли доказать, что педагогическая литература может быть интеллектуальной по самой высокой мерке?
Книгу представляли читателям писатель Андрей Битов, учитель, поэт, депутат Московской городской Думы Евгений Бунимович, социолог профессор Игорь Кон, философ Григорий Померанц, научный руководитель Федерального института развития образования (ФИРО) Евгений Сабуров. Зона семинаров № 1, где проходила презентация, не вместила всех желаю-
щих – люди стояли между кресел, собирались у боковых выходов.
Показательно и даже немного забавно, что почти все выступавшие сначала признавались в своем настороженном отношении к слову «воспитание». Кто-то – исходя из учительского опыта, как Евгений Бунимович, кто-то – руководствуясь опытом родительским, как Андрей Битов. И тем приятнее было услышать, что у нас получилось составить книгу, которая действительно возвращает слову «воспитание» его изначальный смысл; книгу, которую можно и нужно представлять именно на ярмарке интеллектуальной литературы NON/FICTION.
Особенно запомнившимся было выступление Григория Померанца (фрагмент его книги «Записки гадкого утенка» включен в антологию). Некоторые из пришедших на презентацию, кажется, сначала даже не совсем поняли, почему невысокий седоволосый человек говорит о тридцатых годах, о войне как современник. А Григорий Померанц рассказывал о незначительном вроде бы эпизоде своего школьного детства. Классу задали написать сочинение на всем нам знакомую тему: кем я хочу быть. И, как вспоминал Померанц, он неожиданно написал: я хочу быть самим собой. А это были тридцатые годы, в которые «быть самим собой» означало то, что после Оруэлл назовет «мыслепреступлением».
В этом рассказе проявилось что-то очень точное про суть и предназначение воспитания: помочь человеку быть самим собой.
А экономист Евгений Сабуров провел экспресс-анализ: в каком контексте слово «воспитание» встречается у классиков экономической теории? И выяснилось, что можно проследить прямую взаимосвязь между гуманностью воспитательных систем и экономическими успехами страны, государства.
Один час, отведенный на презентацию, прошел быстро. Устроителям следующего мероприятия – просим у них извинения! – даже пришлось немного подождать: слишком большая очередь выстроилась за автографами к Григорию Померанцу.
Люди подходили к стенду «Первого сентября», кто-то читал книгу прямо здесь, кто-то брал сразу несколько экземпляров – коллегам подарю! – кто-то спешил уточнить, правда ли, что в книге собраны тексты всех тех людей, чьи имена поставлены на обложке: что, и Зеньковский, и Рильке, и Розанов? А кто-то благодарил: спасибо, это все очень важно и нужно, особенно сейчас!