РАЗГОВОР С РОДИТЕЛЯМИ
О чем должны быть детские стихи
Уважаемый читатель! Довольно часто нам приходится иметь дело с противоречивыми мнениями, суждениями по вопросам воспитания. А решать в каждом отдельном случае приходится самому. Самому
и нести ответственность за принятое решение. Как быть уверенным в его точности?
В правильности хода своих мыслей?
Быть может, наша новая рубрика даст вам некоторый опыт нахождения верного пути в калейдоскопе невыдуманных проблем, мнений, советов.
Она будет посвящена историям, которыми делятся мамы и папы на родительских интернет-форумах, комментариям, которые дают участники. Но не только. Здесь будут опубликованы советы, которые не прозвучали на форуме, но могли бы прозвучать. Размышления специалистов, чье компетентное мнение поможет продвинуться
в понимании проблемы.
Первый выпуск рубрики выходит в дни, когда полным ходом идет подготовка к детским праздникам. Думаем, поднятая тема затронет многих.
Оторвали Мишке лапу, или Зачем такие страсти детям?
Письмо
«Навеяно репертуаром детского праздника в саду и в школе.
На недавно прошедшем празднике «Моя семья» меня неприятно удивил подбор материала. Моей дочке, у которой одна бабушка недавно умерла, а вторая живет в Нью-Йорке, дали стихотворение о бабушке, которая, в отличие от занятых родителей, всегда дома. Зачем смущать детское сердце? А мальчик выступал со стишком о маленькой сестренке, которая отнимает у него родительское внимание. Я как раз жду ребенка, и меня очень волнует, как отнесется к его появлению дочь, мы готовим ее к этому событию в том ключе, что у нее появится еще один родной человечек, а не конкурент в борьбе за мамину и папину любовь. Зачем говорить на эту тему таким образом?
Еще пример: девочка читает стихотворение о том, что ее родители ссорятся, и она, чтобы привлечь их внимание к себе и восстановить мир в семье, начинает симулировать симптомы болезни и добивается своего. Это что, урок манипуляции близкими? Вдвойне странно и непонятно, что он исходит от воспитателей.
Как вы думаете? По-моему, о таких стихотворениях на детских праздниках стоит поговорить».
Комментарии
– Вы стихами Агнии Барто недовольны: «Обида», «Святая ложь» – и правильно. Я тоже считаю, что они не для детей написаны, а для родителей, чтобы они не делали ошибок в воспитании. Если в группе есть дети, родители которых часто ссорятся, возможно, для них актуально.
– Вот-вот, такой репертуар даем детям, а потом удивляемся, откуда в обществе столько моральных уродов. Детям должны давать учить только проверенные стихи. Стихи должны быть позитивными, о том, как все счастливы, что ты человек замечательный. А негативный подтекст из стихов надо убрать.
– Сыну 5, он выучил отрывок из «Спящей царевны», когда старшая сестра готовила домашку, и вот теперь он заводит убийственным голосом: «В том гробу твоя невеста…», причем упор делается на «в гробу-у-у». Зачем такие страсти детям? Стихи и темы, о которых говорите вы, совершенно безумные.
– Вам надо обратиться к руководству, лучше письменно, поставить вопрос о моральном облике воспитателя. Что это такое, у ребенка бабушка умерла, а ему дают стихи про бабушку!
Мнение специалиста
Об особенностях детского восприятия поэззии
Детские стихи – это не мораль, не прописи. Они раскрывают красоту жизни, помогают ребенку сделать первые духовные открытия. Их невозможно сделать, если в стихотворении нет горестных переживаний и выхода из них. Самые первые, самые маленькие стихи для детей устроены так.
Агния Барто: «Уронили мишку на пол, /Оторвали мишке лапу. /Все равно его не брошу, /Потому что он хороший». Не о мишке стихотворение, а о том, что сломан, разрушен мир – игрушка, которую ребенок воспринимал как живое существо, подвергнута поруганию, но в то же время ребенок вместе с лирическим героем стихотворения переживает чувство верности и любви.
Есть предположение о том, что эмо-
циональное отношение к действительности, эстетическое чувство – это родовое чувство, оно дано человеку изначально, присутствует в каждом человеке, но в разной степени развитости. И тут стихи, книги выступают как хорошие учителя. Они говорят о чем-то важном и значительном, о мгновенных открытиях духовной жизни человека.
Но прекрасное возникает только в единстве противоположностей – горя и радости, печали и света. Переживание преодоления, выхода из этого объективно существующего конфликта – суть воздействия искусства на человека. Дети в высшей степени способны к этому переживанию. Сопереживая противоречивым эмоциям лирического героя, они наслаждаются поэтической формой выражения. Поэтому детская лирика – это настоящая лирика. Она о первых открытиях в сфере духовной жизни человека, в сфере прекрасного. А выше прекрасного ничего нет в жизни.
Родителям следовало бы не отменять эту сложность, не вступать в борьбу с ней и не требовать от детских стихов «простоты» и правдоподобия.
Искать в стихотворении мораль – уничтожать искусство, уничтожать в ребенке изначально данную тягу к высокому и прекрасному. Стихи – это не стол, который существует для определенной цели, или стул – «за ним сидят»… «на нем сидят». Это мощная поддержка человеку, преодолевающему свою малость и беззащитность.
Как развивается маленький
читатель
Развитие личности и становление системы представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» сопровождается переживанием детьми противоречивых душевных состояний. Они подобны тем, которые поэтически преображаются в лирическом творчестве.
Развивается и система эстетических ценностей. Ее основу составляет своеобразное представление о «прекрасном». Прекрасное для ребенка – это единство в предметах и явлениях «обыденного» содержания и «необычной» формы. В литературном произведении ребенок воспринимает в качестве прекрасного его образную основу, которая делает необычными в глазах маленького читателя известные ему явления.
Так детям кажется «прекрасным» чуть ли не любое поэтическое произведение, потому что в нем известная им речь звучит «складно» и расцвечена яркими образными выражениями. Но эстетическая сфера детей включает в себя и восприятие элементов возвышенного. Оно связано для них с различными героико-драматическими моментами в произведениях, с высоким строем чувств, который характерен и для лирической поэзии.
Эмоциональная сфера у них обладает особой чувствительностью, которая в необходимых случаях компенсирует незрелость мышления. Благодаря чувствительности этой сферы дети могут «заражаться» такими эмоциями, которые прямо не связаны с их личным опытом. А «заражение» часто возникает благодаря чуткости детей к интонации как устной, так и письменной речи, т.е. свойству, составляющему основу «поэтического слуха».
Это означает, что ребенок способен к более или менее адекватному восприятию лирических, в том числе и классических, произведений.
Однако эмоциональная сфера, мышление и воображение ребенка отличаются возбудимостью, из-за которой представления, возникающие у него в процессе восприятия, опираются иногда на второстепенные, но заинтересовавшие маленького читателя детали произведения.
Так что процесс восприятия прозаических и поэтических сказок, а также доступных детям рассказов и повестей основывается на своеобразном эстетическом согласии. Сначала возникают более или менее точные эмоционально-эстетические впечатления от прочитанного, они складываются в своеобразный образ-итог. Это одно или несколько впечатлений от произведения, зачастую это те элементы, которые играют в структуре произведения особенно важную роль.
Потом ребенок выражает свое итоговое впечатление. Обычно он оценивает произведение словом «нравится» и мотивирует оценку через пересказ «любимого места», которое служит для ребенка своего рода «эмблемой» произведения.
У каждого ребенка в произведении обычно свои «любимые места». Если же они совпадают, то дети по-разному их пересказывают, цитируют различные куски текста, делают к нему творческие дополнения – интерпретируют прочитанное. Это позволяет назвать пересказ «любимого места» аналогом того словесного образа, с помощью которого взрослый читатель выражает свое впечатление от произведения.
У детей хороший вкус
Эти особенности восприятия общие. На детской выставке «Путешествие в страну Поэзия», где работа проходила как игра-конкурс «на лучшего помощника издательства “Детская литература”», первое место по количеству выборов занял раздел «Веселые стихи», дарящий детям двойное наслаждение от поэтического и очень значимого для них комического преображения действительности. К нему обратились более половины детей. Второе место принадлежало разделу «Я расту», включавшему в себя произведения, в которых поэтически преображались хорошо известные маленькому читателю события детской жизни. И совсем чуть-чуть отстал от него раздел пейзажной лирики, который включал в себя стихи, также соотносящиеся для детей с категорией «прекрасного» в силу того, что в них находил яркое словесно-пластическое выражение уже известный им опыт эмоционального общения с природой.
Среди стихов, которые особенно понравились в разделе «Я расту», дети называли лирические стихи – такие как «Наш дом» Якова Акима, «Он был совсем один» Агнии Барто, «Посидим в тишине» Елены Благининой, «Жил на свете человечек» Эммы Мошковской, «Чудо» Романа Сефа, «Мне грустно. Я лежу больной…» Ирины Токмаковой…
Эсфирь ГУТКИНА,
кандидат педагогических наук,
Институт художественного
образования РАО
Итоговые советы
1. Детское восприятие поэзии изучено чрезвычайно мало, но, как правильно считал Корней Чуковский, при чтении стихов ребенку ?совершенно не обязательно объяснять все, что, на наш взгляд, кажется ?ему непонятным. Так же как и лишать его тех произведений, которые устоялись в культуре детства, но, на ваш взгляд, бесполезны или даже вредны. Человека воспитывает вкус, а не цензура.
2. Ребенку доступны (откуда-то известны) многие несуществующие в его бытовом опыте темы. Наивно думать, что пространство жизни пятилетнего человека ограничено стенами дома и улицей за окном, а бабушка, например, это только конкретный человек. Воображаемых, архетипических ситуаций и образов он проживает гораздо больше, чем реальных, бытовых.
3. Когда мы начинаем мерить на свой аршин все, что окружает маленького ребенка, приписывать ему свои реакции на жизнь и на искусство, мы мешаем ему раскрываться и как следствие отказываем в праве на собственный путь развития.
4. Хорошо, если в воспитании ребенка преобладает эстетика, а не мораль. Когда главенствуют «красиво», «нравится», «интересно», а не «правильно/неправильно». Бездарное, некрасивое не может быть правильным. Дети это чувствуют.
5. Наконец, не будем забывать о том, что в основе подлинного произведения искусства обязательно лежит грустно-радостная эмоция. Никак не «позитив».