О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Сотрудники Института подготовки руководящих педагогических кадров, созданного на базе Московского городского психолого-педагогического университета, провели мониторинг потребностей руководителей школ в образовательных услугах. Результаты мониторинга опубликованы в статье М.Левицкого и Л.Болотник «Чему хотят научиться директора школ» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 11 за 2008 год).
В ходе мониторинга выяснилось, что директоров школ интересует возможность повышения компетентности в таких образовательных областях, как управление персоналом (степень востребованности – 68 баллов по стобалльной шкале); диагностические методы выявления качества образования (66 баллов); информационные технологии (66 баллов); психолого-педагогическая проблематика (64 балла); финансово-правовой блок (63 балла). Любопытно, что у представителей так называемого резерва руководителей учебных заведений (как правило, это заместители директоров школ) «пики» проявленности образовательных запросов наблюдались в иных областях: финансово-правовой блок (73 балла); психолого-педагогическая проблематика (73 балла); информационные технологии (70 баллов).
Какие же конкретно «учебные темы» вызвали наибольший интерес у директоров школ? Как показал мониторинг, это: оценка уровня подготовки учащихся и оценка деятельности педагогического персонала в учебном заведении, управляющая функция оценки (73 балла); организация финансовой деятельности школ в условиях казначейского исполнения бюджета (73 балла); способы выявления личностных, характерологических особенностей персонала (72 балла); организация мониторинга за уровнем подготовки учащихся в учебном заведении (72 балла); автоматическое создание документов различных стилей, в том числе писем и отчетов (72 балла); конфликты в организациях: содержание, средства и способы разрешения (71 балл).
В последние годы все больше внимания ученые уделяют особенностям работы учеников с учебным материалом. Зарубежные исследователи выделяют два основных подхода к учению: глубокий и поверхностный. Различия между ними определяются прежде всего исходными целевыми установками учеников по отношению к учебному материалу: понять или запомнить. В ходе более детального исследования этих установок был обнаружен также «промежуточный» подход, который получил условное название «стратегический».
Какой из этих подходов преобладает у российских школьников? Исследование, проведенное сотрудниками кафедры психологии образования и педагогики МГУ на базе одной из столичных школ, выявило следующую картину: 55% старшеклассников обнаружили поверхностный подход к учению, 35% – стратегический подход и только 10% – глубокий. Показательно, что, как пишут О.Мальская и Е.Олейникова в статье «Исследование влияния стиля учения на понимание школьниками учебных текстов» («ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ», № 10 за 2008 год), зависимости между определенным стилем обучения и академической успеваемостью не обнаружено. И это несмотря на то, что по некоторым видам деятельности представители «глубокого подхода» явно превосходили остальных респондентов. Например, в умении полно и связно пересказать текст.
Интересно также, что характеристика, которую ученик дает своему подходу к учению, зачастую расходится со взглядом учителя.
Новый номер журнала «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ» (№ 11 за 2008 год) посвящен развитию навыков чтения и речи. В журнале содержится богатый практический материал. Так, Е.Кисть в статье «Деятельностный подход к совершенствованию навыков чтения у младших школьников» приводит множество разнообразных упражнений и заданий, позволяющих отработать произнесение гласных и согласных звуков и их сочетаний, безошибочно воспринимать смысл слов и предложений. Основной секрет успешной отработки этих навыков, по мнению автора, состоит в том, чтобы предлагать детям упражнения, не требующие длительного времени на выполнение, но при этом чередовать их с достаточно большой частотой.
Текст О.Соболевой «Беседы о чтении» включает в себя описание приемов, нацеленных на развитие способности к пониманию текста: поиск «важных» слов, «разворачивание» сравнений, диалог с текстом, прогнозирование дальнейшего содержания.
Г.Александрова в публикации «Роль интеллектуальноречевых умений в формировании общеучебных умений» рассказывает о методике, с помощью которой учитель может оценить способность детей к изложению собственных мыслей в письменной форме. Особо автор останавливается на типичных ошибках, которые ребята допускают в своих письменных высказываниях: шаблонное начало, неумение разделять текст на абзацы, отсутствие заключения.