ЗАДАЧА НА ПОНИМАНИЕ
Портфолио для проформы
Почему самопрезентация чаще всего превращается в собирание бумаг?
Изысканное слово «портфолио» – собрание лучших работ – сегодня чаще всего произносят фотомодели и педагоги.
Для первых это хорошо знакомый способ представить окружающим свои профессиональные достижения. Вторая
категория – учителя – с трудом привыкают к нововведению. Тем более что приходится сразу и учиться на собственном опыте, и учить детей. Портфолио уже сегодня помогает старшеклассникам попасть
в профильный класс. Поступить в институт – пока при прочих равных, но планируется добавлять за грамотное портфолио до десяти баллов
к сумме, полученной на тестировании. Есть о чем задуматься.
Для большинства разумных людей очевидно, что ЕГЭ не может быть единственным критерием приема в вуз. Один день, несколько часов, три десятка случайно попавшихся вопросов не должны решать судьбу выпускника. Хочется принять во внимание годы упорного школьного труда, увидеть реальные возможности будущего студента, его творческий потенциал, умение мыслить оригинально. Значит, помимо теста необходимо разрешить абитуриенту представлять в приемную комиссию другие сведения о себе.
Идея не новая. Помните, в советские времена учитывался средний балл аттестата – знак добросовестной многолетней работы и определенных способностей, если не интеллектуальных, то хотя бы социальных? К аттестату прилагалась характеристика от классного руководителя. Кроме того, запасливые молодые люди демонстрировали всевозможные грамоты, дипломы за участие (победы!) в конкурсах и олимпиадах. Увы, все это были недостаточно информативные вещи, которые трудно сравнивать объективно.
Вузы сначала перестали высчитывать средний балл аттестата, освободив страстных гуманитариев от необходимости зубрить физику. Потом попросили не тащить лишних бумажек о победах в районных конкурсах талантов. Конечно, призеров международных и всероссийских олимпиад ждут везде с распростертыми объятиями, но ведь их единицы. А вот у обычных выпускников не осталось шанса заявить о своих способностях, тем более что устные экзамены отменили, а тесты никак не раскрывают индивидуальность будущего студента.
Итак, портфолио совершенно необходимо. Если в него войдут лучшие детские работы, исследования, рефлексивные тексты, внимательному педагогу станет сразу понятно, чем замечателен каждый абитуриент. Но здесь есть одна беда – все эти детские творения необходимо читать, разглядывать, нужны эксперты, способные увидеть в первых набросках задатки будущего мастера. Кому хочется тратить на это время и силы?
Поэтому сегодняшние предложения по портфолио напоминают прежние советские времена, только в гораздо более формализованном виде.
Первая часть портфолио – «документы»: сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровнях конкурсов, соревнований, олимпиад, документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования. Эти бумаги с печатями легко превращаются в баллы. Осталось только решить, сколько за какую грамоту дать. Вопрос на стадии обсуждения. Понятно, что желание накопить побольше победных документов превратит жизнь старшеклассника в бесконечный олимпийский марафон. Масла в огонь подольют и учителя. В их профессиональных портфолио тоже есть графа про победителей. Учителю высшей категории стыдно не воспитать призера.
Уже сегодня школы, рекламируя себя, называют трехзначные числа – сотни конкурсов, на которых завоевали первые места наши славные ученики. Конечно, двоечник Вася и красотка Вика ни на какую олимпиаду в жизни не ходили. Зато умница Маша не успевает отбиваться от заботливых преподавателей. Биолог в субботу на одну олимпиаду везет, в воскресенье химик – на другую. А ей самой еще к английскому готовиться. Она в иняз собралась.
Вторая часть портфолио вроде бы менее формальная – «работы». Да, работы разрешено приложить. Только кто их читать будет? Организаторы предпочитают получить от школьника краткие списки с указанием темы работы и количеством часов, потраченных на ее выполнение. А еще лучше – снова справки: об участии в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, о прохождении элективных курсов, различного рода практик, о спортивных и художественных достижениях.
Такой подход ставит в заведомо невыигрышное положение детей застенчивых, нестандартных, неприспособленных к победам на конкурсах. Есть еще географический фактор. Жителям маленьких поселков трудно посетить столько официальных мероприятий, сколько столичному ученику. А значит, снова деревенские Ломоносовы окажутся в невыгодном положении.
Третья часть – «отзывы». Давно забытые характеристики. От всех подряд: учителей, администрации, родителей, даже одноклассников. Все, кто хоть раз писал подобные бумажки, знают, насколько это дело тоскливое и безликое: дети разные, а слова одни и те же. Школьник тоже может о себе написать. Но трудно в 17 лет сформулировать про себя что-то толковое, кроме самых банальных фраз. Мы не учим ребят думать о себе, рассказывать о своих желаниях, возможностях и проблемах. Честно говоря, и сами плохо умеем описывать особенности личности. Короче, банальные характеристики в портфолио будут лежать, общие слова, стандартные формулировки. И то если ребенок слушался педагогов, не «насолил» им за годы совместной работы.
Печальный итог: новомодное портфолио не очень-то поможет выпускнику проявить себя в глазах приемной комиссии вуза. Однако собирать его придется. По плану оно не только даст преимущество при равном количестве баллов, но и добавит баллы к сумме, полученной на тестировании. Пусть шанс минимален – все же за него стоит побороться.
Отныне обязанность учителя старших классов – следить за графиком предметных олимпиад, посылать регулярно детские работы на любые конкурсы и фестивали. А если ваш ученик не победитель по натуре, постарайтесь положить в портфолио, какими бы формальными ни были правила, что-то выдающееся, что привлечет внимание деканата. Фотография необычной модели, удивительный чертеж, яркий текст. Способные студенты нужны вузам, страдающим от засилья натасканных на тесты отличников.