Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кожурина Людмила

Модернизация образования: на очереди - дополнительное

Его предполагается объединить с основным. Но будет ли эффективным такое объединение?

Середина учебного года, полным ходом идет прием всевозможных документов, и мы пишем то, что нам говорят: «Большое значение в образовательной деятельности придается мотивированной собственной образовательной практике детей, практической деятельности самого человека в целях образования».
Порой задумываемся: где, как, за счет чего?
Явно не в классе (достаточно представить планировку школьного кабинета). Не за счет урока по программе (раскроем задания ЕГЭ).
И не в режиме расписания внеклассных мероприятий (зачастую они тяготят учеников больше, чем уроки).
Значит, все главное: самостоятельное конструирование личностных знаний, приобретение жизненного и экспериментального опыта, успешная социализация и многое другое – вынесено за скобки нашего «полного, основного». Куда? Во внеклассную и внешкольную работу.
В декабре в Фонде поддержки социальных проектов «Образование – обществу» состоялся круглый стол «Модернизация дополнтельного образования детей».

 

Спрос и предложение

Официальный ход: дополнительное образование детей (ДОД) осуществляется посредством реализации дополнительных программ, которые, согласно статье 26 Закона «Об образовании», создаются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. То есть все не абы как делается, а сначала программа предъявляется, потом утверждается.
Практики рассказывают, кем и как: «Руководитель настаивает на разработке «критериев оценки уровня достигнутых ЗУНов», хотя в министерских «Примерных требованиях» к программам ДОД об этом речи нет. Требуют «описания воспитательного воздействия», но разве в ДОД это не само собой разумеется?»
На «круглом столе» доктор педагогических наук, профессор АПКиППРО Лариса Логинова констатировала: «Проблем в этой сфере всегда было много, а сейчас добавились новые. Люди теперь работают на заказ, а главная категория качества – учет феномена детства – уходит на второй план. Впереди – требования, а детство – потом, как-нибудь».
А вот ход неофициальный. Ученик сельской школы рассказывает: «Мне очень понравилось в экспедиции. В режиме реального времени при помощи GPS-навигаторов мы замеряли точки, через мобильный телефон и ноутбук выходили в интернет и на сервисе Google Maps отмечали эти точки на карте. Мы отмечали деревни, которые до нас на ней не существовали. Фотографии мы прикрепляли к тем местам на карте, где они были сделаны, карта наполнялась нашими лицами, эмоциями». Счастье-то! На средства какого-то IT-проекта мальчика взяли в экспедицию. Кого-то другого отправили в летнюю школу. У кого-то под боком оказался клуб радиоспорта. Хорошо, но это не тот образ, который носят в памяти люди старшего поколения: они могли без проблем удовлетворить свою страсть к выбору, творчеству, развитию, лишь переступив порог ближайшего Дома пионеров.
Разнообразие не прихоть, как может казаться, а необходимость. Всякий раз, выбирая что-либо, человек определяется, где и в чем ему хочется быть похожим на других, а в чем, наоборот, от них отличаться. Есть выбор – есть самоопределение. Не дают выбирать – значит, в самоопределяющемся человеке не нуждаются. Разговор короткий.

Страсть к выбору, развитию, творчеству

Пространство ДОД стремительно сокращается, особенно его бесплатная территория. На «круглом столе» специалисты и управленцы пытались определить его дальнейшие пути. Если ДОД – это платная услуга по заказу родителей, то и обсуждать нечего. «Педагоги занимаются не тем, что им интересно и что они считают важным, а тем, чего хотят родители, например языками, IT», – говорил Анатолий Каспржак, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук. «Если эта система нужна государству, то должен быть ясный, четкий менеджерский контур и совершенно четко определенные стандарты», – считает Алексей Мельников, руководитель программ НФПК.
На том, что ДОД – это именно система, а не приложение к чему-либо, настаивал Виктор Слободчиков, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО: «Слово «система» для ДОД должно сохраниться, иначе его ликвидируют и прекратят финансировать. А вот название «дополнительное» вызывает сомнения. К чему дополнительное?»
Волнения внешкольников не праздные: центральным на обсуждении стал вопрос об интеграции основного и дополнительного образования. Эта новая счастливая идея модернизаторов образования поразила воображение многих.
Итак, интеграция. По словарю, это объединение, взаимопроникновение. И ни в коем случае не унификация. Только ведь процессы приведения объектов к однотипности уже пошли. Главный шаг уже сделан: учреждения дополнительного образования, которые раньше были в ведении отделов культуры, молодежной политики, спорткомитетов, переведены под начало отделов образования.
Мониторинг ситуации с ДОД на местах показывает: в шоке все. Специалисты органов управления образованием, курирующие вопросы функционирования и развития организаций ДОД, – потому что «дикий народ, ничего не понимают, не подчиняются требованиям – ни списки подать, ни отчет прислать, – никак их по нормативу не построишь». Директора подростковых клубов, спортивных учреждений, художественных студий – потому что «дикие требования, век без стандартов и мудреных отчетов работали, и ничего, всем интересно было, а теперь… пусть нас заберут из образования обратно».
Подростковые клубы по месту жительства, которые всегда занимались организацией досуга «трудной» молодежи, вздрогнули при появлении новой инспекции: где программы, почему не вариативные, не долгосрочные и не профильные? Значит, бесполезные! Немедленно привести в соответствие с типовыми.
И далее: где база данных по неблагополучным подросткам микрорайона, по одиноким матерям, по безработным отцам? Где график посещения семей и почему не участвуете в работе совета профилактики? Итак, не молодежным досугом надо заниматься, а пользу приносить: списки, папки, программы. Только это уже работа не для тех, кто настроен на общий с детьми интерес, а для совсем других людей. «Не вопрос, где ставки взять, вопрос – где людей найти на эту работу?» – разводят руками специалисты. И дело не в том, что зарплата ниже, чем у учителя, или условия хуже, – человеческой свободы почти нет.
На «круглом столе» это звучит безобидно: «Необходимо решить, сколько нам нужно образовательных учреждений ДОД, какова их миссия, каковы реальные цели». Но на местах бои за учет, систематизацию, разработку показателей ДОД идут в другом тоне. И он не оставляет сомнений в том, что унификация одного и другого образования идет на базе характеристик основного.

Еще есть время подумать

Рациональные критерии удобны для управления, а значит, как красиво ни называй объединение систем, на деле произойдет очередная ликвидация «лишнего», «нерентабельного».
Особенно остро запахло «оптимизацией сети», когда на «круглом столе» внесли предложение ввести ДОД в пространство федерального нацпроекта. Это, мол, сразу придаст значимость работе учреждений ДОД и мгновенно всех дисциплинирует, а то чистая самодеятельность, никакой культуры инноваций.
Рядом с таким заявлением мысль о том, что интегрировать системы надо вокруг ребенка, а не вокруг правил, прозвучала как маленькое лирическое отступление. Хотя прецеденты есть. Александр Михайлов, руководитель проекта «Создание системы мониторинга качества образования» Министерства образования Карелии, рассказал о Петровской школе в Петрозаводске, которая размещается в здании городского Дворца творчества. Эта реальная совместность дает возможность координировать образование детей во время и после школы, более широко открывать существующие программы. Соседство уроков математики, например, и кружка математического моделирования столь благоприятно, что из года в год ученики Петровской школы становятся победителями всероссийских и международных олимпиад и конкурсов. И это не единственный пример результатов объединения людей и проектов под одной крышей.
Но готовы ли муниципалитеты понимать и помогать решать образовательные проблемы – вопрос риторический. Иногда. Избирательно.

«Не хотят жить в нормативном поле!»

Практики уверены: «Школьное и внешкольное образование слить невозможно, ведь добровольность - главный принцип ДОД». То же говорили на «круглом столе»: «ДОД нужно выделить, внятно означить. Оно по выбору. Оно работает там, где школьное образование работать не может, и восполняет его дефициты». Однако стоило бы перечитать новое Положение о ДОД. Там слово «добровольность» отсутствует. Там – про технологии, профилактику и развитие личности.
Педагоги ДОД с гордостью рассказывают, как дети перемещаются из кружка в кружок в течение года, а то и совмещают разные увлечения: там полепил, пошел на интеллектуальную игру, а вечером – на танцы. Но надо, написано, другое: профильная и допрофессиональная подготовка детей, нравственное и патриотическое воспитание. О том, что главная задача ДОД, этого столпа воспитания, – «растить гражданина-патриота», говорил на «круглом столе» Сергей Булгаков, советник руководителя Департамента дополнительного образования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ. И уверял, что в департаменте есть ряд интересных проектов этой тематики…

В реальной практике и теории

Практики отмечают: дети идут к тем педагогам, кто душу в работу вкладывает, с кем интересно общаться, вовсе не из соображений престижа или практической пользы. А интеграция, говорят они, и без приказов идет естественным образом, прежде всего за счет кооперирования ресурсов. Школы ходят в учреждения ДОД на познавательные и развлекательные мероприятия, ведутся совместные программы, в том числе и обучающие, то есть ситуация, когда школьный учитель берет часы в учреждении ДОД и занимается с теми же детьми своим предметом или любимым делом, не редкая. Не в программах дело, а в людях. В том же ключе говорила на «круглом столе» Нина Михайлова, заведующая лабораторией «Педагогическая поддержка детей в образовании» Института дошкольного и дополнительного образования РАО:
«Что такое хорошие программы ДОД? Это интуитивные педагогические практики педагогов. В ДОД наработано море открытий, это факт. Но немногие переведены на профессиональный язык, нет понятий, которые отражают именно деятельность педагогов ДОД».

По традиции – на посылках

Казалось бы, логично: недавно назначенные специалисты отделов образования по ДОД выявляют, расписывают (обнаруживают, актуализируют) палитру реальных педагогических практик, собирают, анализируют опыт и таким образом выявляют универсалии дополнительного образования – тогда не придется привязывать коня к трепетной лани. Не тут-то было.
«Хорошо, если хотя бы один час рабочего времени мне удается посвятить ДОД, – рассказывает специалист управления образования по ДОД, – на мне планы и отчеты по питанию детей разных социальных групп, летний и каникулярный отдых и многое другое. Что-то надо срочно просчитать, составить, заполнить, быстро сдать. Так что на ваш вопрос, сколько у меня педагогов и что они за люди, я точно ответить пока не могу».
В общем, даже чиновник не может перебороть пренебрежительного отношения к себе, если он занимается ДОД.

И все-таки интеграция?

В завершение обсуждений Владимир Горский, доктор педагогических наук, главный редактор журнала «Дополнительное образование», примирял собравшихся: «Если находиться на стороне ребенка, следует принять важность обеих установок: и школьной – «готовимся к жизни», и внешкольной – «уже живем». Чтобы привести их в соответствие, надо смоделировать ситуации, которые не будут противоречить практике».
Звучит красиво. Только вот какой практике? Сложившейся практике модернизации уже давно никто и ничто не противоречит.
Ну, сфокусируют спрос на определенных группах услуг ДОД. Ну, поступимся разнообразием выбора. Привыкли же: важно не то, что истинно и ценно. Не то, что мы таковым считаем. Важны указания: что конкретно делать.
Остается только подождать отчетливого сигнала о том, какие именно группы услуг ДОД следует считать приоритетными.

Рейтинг@Mail.ru