ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Система патроната: последствия государственного вмешательства
Принятые полтора года назад поправки в Закон «Об опеке и попечительстве» фактически поставили крест на работе 40 центров семейного устройства детей-сирот
Круглый стол», на котором обсуждались вопросы семейного устройства детей-сирот, состоялся
в Москве в детском доме № 19. Место проведения было выбрано не случайно: этот детский дом – пилотная площадка, где много лет реализуется модель патронатного воспитания.
Принятые весной 2007 года поправки в Закон «Об опеке
и попечительстве», по мнению специалистов, упразднили патронатное воспитание как самостоятельный вид семейного устройства
детей-сирот. И вот сегодня директора детских домов и представители общественных организаций собрались, чтобы обсудить первые последствия реализации Закона «Об опеке и попечительстве»
в новой редакции
Одобрить… и упразднить
Напомним, что всего лишь за год до принятия поправок, в мае 2006-го, президент В.Путин заявил в Послании Федеральному Собранию, что необходимо развивать семейные формы устройства детей-сирот. Думой было принято решение реструктурировать систему детских домов и интернатов, добиться перевода воспитанников в замещающие семьи.
Однако в апреле 2007-го депутаты приняли, а президент одобрил поправки в Закон «Об опеке и попечительстве». В результате сложилась совершенно абсурдная ситуация: депутаты проголосовали за семейное устройство сирот… и вскоре упразднили наиболее действенную форму этого устройства – патронат.
Исполнители закона оказались в трудном положении: от них требовали реструктурировать (то есть говоря прямо – закрывать) детские дома и интернаты, а возможности устроить в семьи большое число детей у них не было.
Как рассказали собравшиеся на «круглом столе» эксперты, в итоге региональные чиновники стали закрывать небольшие детские дома и отправлять воспитанников в более крупные учреждения. На бумагу ложились красивые и, главное, абсолютно верные (если кто-то решит проверить) цифры: за отчетный период в регионе закрыто столько-то детских домов. И это при том, что любой специалист знает: чем больше коллектив, тем хуже в нем ребенку, тем сильнее там дедовщина, тем меньше у воспитателя возможностей вмешаться, помочь.
– Однажды мы побывали с коллегами из Англии в одном таком учреждении, – рассказала директор детского дома №19 Мария Терновская. – Они потом долго не могли прийти в себя. Все повторяли: «Мы не понимаем, как это возможно? Столько несчастья под одной крышей!»
Семейное неустройство
Стоит добавить, что в первую очередь закрываются детские дома, где до принятия поправок в Закон «Об опеке…» работали центры патронатного устройства детей. И закрываются не по злому умыслу. Просто там, где были созданы такие центры, почти всех воспитанников удалось устроить в семьи. В результате детские учреждения, успешно занимавшиеся семейным устройством, попали в категорию «малокомплектных». Под угрозой закрытия, к примеру, оказался Вельский детский дом в Архангельской области. Его помещение уже решено отдать детскому саду.
– Специалисты, которые четвертый год занимаются профессиональным устройством ребенка, останутся без работы, их опыт окажется никому не нужным, – сказала директор Вельского детского дома Елена Горбунова. – Патронатные семьи лишатся профессионального сопровождения. А дети будут разбросаны по другим детским домам, по другим школам, им заново придется привыкать к какому-то коллективу.
Новый Закон «Об опеке…» поставил под угрозу существование центров профессионального сопровождения семей, работавших в сорока регионах России. Теперь все функции, которые выполняли эти центры, переданы в ведение органов опеки.
– Конечно, официально они не отказываются от сопровождения семей, – сказала Мария Терновская. – В органах опеки появилась даже отдельная ставка «сопровождающего». Но это один человек. В лучшем случае – двое. Как правило, без специального образования. А у нас, например, этим занимались 70 профессионалов.
– Никого не хочу обидеть, просто факт, – добавила директор Вельского
детского дома Елена Горбунова. – У нас на учебе, в нашем детском доме, были ведущие специалисты органов опеки. Им дали задание: рассказать о формах семейного устройства. И они не смогли, запутались. Пришлось патронатным воспитателям, обученным в простом детском доме, объяснять этим ведущим специалистам все различия в формах.
Не в интересах детей
А что означает для детей передача полномочий по сопровождению органам опеки?
По словам заместителя директора Зырянского детского дома Томской области Николая Степанова, в регионе за пять лет не было ни одного возврата из патронатных семей.
При этом из-под опеки и из приемных семей в 2007 году возвращены 67 детей и за 9 месяцев 2008 года – 32 ребенка. Причина одна: без профессионального сопровождения приемные родители не справляются со своими обязанностями.
Есть и более опасный момент: новый закон предписывает органам опеки «дать заключение на семью в течение двух недель». Иначе говоря, сотрудники опеки должны за две недели понять, что за люди потенциальные родители, смогут ли они воспитать ребенка, не представляют ли они для него угрозы. Сделано это для ускорения процедуры передачи ребенка в семью (то есть для того, чтобы получить благоприятные данные статистики).
– На основании чего за две недели принимается решение и кем? – спросила руководитель движения «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская. – Как можно, придя в квартиру, понять, что человек не педофил? Вдобавок решение принимает работник, не получивший специального образования и методической подготовки. Вообще сейчас весь процесс устройства ребенка в семью – это непрофессиональное, методически необоснованное, случайное действо. Это игра в русскую рулетку!
Добавим еще, что из закона исчезло положение об обязательной подготовке приемных родителей. Сотрудники опеки теперь могут только посоветовать людям для начала пойти на курсы. Добросовестные сделают это и сами. Всем остальным закон дает полную свободу действий.
Кроме того, закон Лаховой–Крашенинникова фактически закрыл путь в семью детям-инвалидам. Патронат был единственной формой семейного устройства, позволявшей распределить ответственность за ребенка между замещающими родителями и профессиональными службами сопровождения. При всех остальных формах за ребенка отвечают только люди, взявшие его в семью. И если речь идет о детях со сложными диагнозами, чья жизнь зависит от постоянного медицинского наблюдения, то вряд ли кто-то решится на такой шаг. Не говоря уже о том, что все консультации специалистов (в том числе и врачей) при патронатном устройстве предоставлялись бесплатно. Теперь же приемным родителям придется самим платить за лечение детей, что зачастую просто неподъемно для семьи со средним достатком.
В селе Бельское Устье Псковской области при доме-интернате для умственно отсталых детей несколько лет работала общественная организация «Росток», занимавшаяся семейным устройством детей-инвалидов. Закон «Об опеке…» фактически парализовал ее деятельность.
– До этого закона мы все делали сами, – рассказала председатель правления «Ростка» Татьяна Капустина. – Опека нам только подписывала договор. Сейчас же мы в такой ситуации: у нас есть несколько подготовленных детей, готовы документы, подготовлены родители, дети ходят в гостевом режиме в эти семьи, а договор на профессиональное сопровождение мы не можем заключить.
Худшие опасения противников Закона «Об опеке…» не оправдались только в одном. Предотвращая появление новых патронатных семей, он по крайней мере не разрушает уже существующие. Те договоры о патронатном воспитании, которые были заключены до вступления в действие Закона «Об опеке…», не потеряли юридической силы. И это единственная лазейка, которую могут использовать центры сопровождения семей.
– Нас по новому законодательству не закрыли, – рассказала директор Лакинского детского дома Владимирской области Людмила Петрусенко. – Мы можем работать до истечения срока уже заключенных договоров. Пришлось пойти на хитрость: сделать несколько бессрочных договоров. Прокуратура несколько раз уже была. Но пока все обошлось.
То есть, как резюмировала Мария Терновская, людям, которые хотят и могут помочь детям, предлагается, по сути дела, работать подпольно.
– И ведь будут так работать – за счет своего здоровья, свободного времени, на общественных началах, – сказала она. – Но это надежда на авось. А необходимо выстраивание государственной модели профессионального семейного устройства, где место каждой стороны четко определено и известны правоотношения этих сторон. Сейчас эти правоотношения нарушены, ресурсы ликвидированы.
«В России все прекрасно…»
Надежды на то, что Закон «Об опеке и попечительстве» будет пересмотрен, конечно, нет. Законодатели словно пребывают в какой-то иной реальности, где этот закон имеет совсем другие последствия, и даже плохая статистика говорит о положительной динамике.
– На том уровне существует благостное убеждение, совершенно искреннее, что все хорошо, – заметила Мария Терновская. – Я недавно была в Совете Федерации. Я там с места выступила – дали слово – и сказала: смотрите, что происходит. А мне ответили: вы ошибаетесь! В России все прекрасно, у нас уже все дети в семьях, детские дома закрыты, всюду службы работают, везде опека и попечительство. Я привела статистику: за последние восемь месяцев на 30% уменьшилось число детей, устроенных в семьи. А они говорят: это не из-за закона, а из-за того, что уже «выбрали» всех детей до трех лет, а остальные никому не нужны.
И тем не менее участники «круглого стола» все-таки решили вести борьбу за поправки к Закону «Об опеке…».
Есть такое этическое понятие: действие без надежды.
История вопроса
В России патронатное воспитание появилось в 1994 году на базе московского детского дома № 19. Со временем законы, поддерживающие эту форму семейного устройства, были приняты в 41 субъекте РФ. Кое-где, например в Центральном округе Москвы, с помощью патроната удалось выстроить такую схему, по которой дети, нуждавшиеся в помощи, не поступали в казенные учреждения, а сразу же устраивались в замещающие семьи.
Патронатное воспитание считается самой гибкой и эффективной формой семейного устройства детей-сирот. Юридически ребенок оставался «прикрепленным» к интернату или детскому дому, поэтому для создания патронатной семьи нужен был всего один официальный документ – трудовой договор. По нему родители принимались в штат интерната, за которым числился ребенок, на должность воспитателей.
Сотрудники же детского дома, в свою очередь, становились специалистами службы сопровождения семей, работавшей сразу по нескольким направлениям.
Служба защиты прав детей занималась всеми юридическими вопросами. Служба социального патроната пыталась помочь родной семье ребенка вернуться к нормальному образу жизни.
Поиск, отбор и подготовку людей, желающих взять ребенка в семью, вела служба по устройству. После прихода ребенка в семью эти специалисты продолжали общаться с патронатными воспитателями, помогая им пережить сложный период взаимного привыкания.
Все услуги предоставлялись службами детских домов и интернатов бесплатно.