«...это единственный путь усвоить наше прошлое»
На вопросы газеты «Первое сентября» отвечает Наталия Дмитриевна Солженицына
— После ухода Александра Исаевича руководители страны рекомендовали Министерству образования подумать «о том, как сделать, чтобы творчество Александра Солженицына заняло достойное место в учебном процессе и литературе». Сегодня в обязательной программе старших классов Солженицын представлен двумя произведениями: «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Каким вы видите место Солженицына в школьной программе?
– Ну, видите ли, от меня это не зависит, поэтому не столь и важно, как я это вижу. Я считаю, что было бы очень хорошо, если бы школьники на уроках литературы или истории могли читать «Архипелаг». Конечно, в учебное время прочесть три тома «Архипелага» школьники не могут, это очевидно. Но вот в Англии, в Америке, в Италии, в Германии издан однотомный «Архипелаг», который подготовил когда-то один замечательный американский профессор, Эдвард Эриксон. Он сократил три тома в один для студентов, справедливо считая, что они не в состоянии прочесть три тома, но один том прочтут. И, судя по всему, читают, поскольку его постоянно переиздают. И вот я сейчас делаю, по желанию Александра Исаевича, такую же работу для русского молодого читателя, но при этом совсем другие места сокращаю и оставляю, потому что нашим школьникам внятно многое, что требовалось бы объяснять американцам. Это не будет просто выборка ярких мест – а связное, но сжатое повествование. Если эту работу сочтут удобной для школьной программы – очень будет хорошо. «Архипелаг ГУЛАГ» прожигает сердце, и это единственный путь усвоить наше прошлое, о котором нельзя забывать, поселить его внутри себя. Жгут сердце только великие произведения. Иначе мы просто сдаем экзамен и забываем навеки то, что нас заставили выучить.
Но конечно, все это будет зависеть от Министерства образования. Есть и другие книги Александра Исаевича, которые готовят людей к жизни. Тот же «Раковый корпус». Многие боятся этого названия, но это ведь экзистенциальная вещь, а перед кем из нас не станут вопросы жизни и смерти? Да и «Архипелаг» – экзистенциальный роман, а не только историческое, документальное полотно. Знаю, что если подростка Бог привел открыть «В круге первом», то он из него просто не выныривает, он его читает запойно, как детектив, хотя это еще и философский роман. Так что книги Солженицына дают много возможностей, были бы такие учителя, которые способны стать для своих учеников Вергилиями по творчеству и жизни Солженицына.
– Такие учителя литературы, я уверен, в российской школе всегда были и будут, но их путь к сердцам детей сейчас как никогда труден. Серьезная насыщенность программы, крайняя малость учебных часов, оставшихся у литературы в старших классах, введение ЕГЭ… В таких сдавленных обстоятельствах учителю очень важно успеть дать детям главное, не сорвавшись на скороговорку. Что, на ваш взгляд, должно быть главным в разговоре о Солженицыне со старшеклассниками?
– Я не преподаватель и не возьму на себя смелость давать рекомендации учителям-профессионалам. У меня за плечами только личный опыт: что, как и когда читали наши сыновья из написанного отцом и о чем мы с ними говорили. Но вот через несколько дней в Москве пройдет 3-я Международная конференция, посвященная творчеству А.И.Солженицына (первая была в 2003-м в Москве, вторая – в 2007-м в Университете штата Иллинойс, в Урбане, США). Там соберется целый «пул» преподавателей, имеющих собственный опыт спецкурсов о Солженицыне: из 30 докладов и сообщений — 7 посвящены Солженицыну в вузе и школе. В 2009 году предполагается издать труды конференции, надеюсь, что этот раздел будет полезен и интересен.
– В будущем году, насколько я знаю, выйдет в свет совершенно новая книга Солженицына – «Дневник Р-17». Какой аудитории прежде всего адресовал Александр Исаевич эту работу?
– Начнем с того, что это именно дневник и Александр Исаевич никакой аудитории его не адресовал, даже мысли такой не было. Это в прямом смысле дневник (хотя и не бытовой), это был собеседник Александра Исаевича в четвертьвековой работе над романом о русской революции. А получилась книга, и очень особенная. Я не припоминаю, чтобы в мировой литературе было что-то подобное по жанру – одиссея художника, хроника его мучений и терзаний. Я очень люблю эту книгу еще и потому, что там Александр Исаевич такой, каким я его знаю. И каким его, кажется, совсем не знают люди.
– Вокруг Солженицына много мифов. В том числе и о его характере: всех поучал, изрекал истины в последней инстанции, в своей правоте никогда не сомневался…
– Из этого дневника совсем другой является человек — такой, каким он был на самом деле: страдающий, сомневающийся, бесконечно проверяющий себя.
Это книга исповедальная в художническом смысле. Отчасти она родилась от той потаенности, в которой он вынужден был долго работать. Первые записи относятся к 1965 году – он делал их еще нерегулярно, а постоянные записи начинаются с 1969 года, когда он вплотную принимается за «Красное Колесо». С этого момента дневник идет непрерывно.
– А каким годом он завершается?
– Последние записи сделаны в 1991 году. Потом он довольно долго лежал, а как-то я перечитала эти записи, и мне показалось, что теперь, по отстоянии, они могут быть чрезвычайно интересны для самых разных людей. По моей просьбе Александр Исаевич тоже перечитал дневник и согласился, что в принципе его можно печатать. Первые небольшие отрывки оттуда были опубликованы в 2003 году. Конечно, этот дневник прежде всего будет интересен тем, кто уже знаком с «Красным Колесом».
– Какие еще издания Александра Исаевича сейчас в работе?
– Самое главное – издание 30-томного собрания сочинений, которое начало выходить в 2006 году в издательстве «Время». Пока вышло девять томов. В начале следующего года выйдет еще два тома, в которых завершится публикация «Красного Колеса». И сразу вслед за этим будет напечатан «Дневник романа». Это будет довольно редкий случай, когда в собрании сочинений появится не публиковавшаяся ранее вещь. Но в составе собрания выйдут и другие вещи, которые до сих пор не публиковались. Этот корпус – 30 томов – составили те книги, которые Александр Исаевич при жизни окончил. Есть еще и неоконченные, есть наброски, но это пока даже нечего обсуждать.
– Будет ли продолжена «Всероссийская мемуарная библиотека», которая любима всеми, кто избегает готовых ответов и пытается сам разобраться в истории России?
– У нас были две исторические книжные серии. Одна – «Исследования новейшей русской истории», которую редактировал Александр Исаевич, другая – «Всероссийская мемуарная библиотека», которую редактировала я. Каждая из таких книг требует большой работы. Если найдутся время и силы, то достойные рукописи мы будем и дальше издавать.
– А литературная премия Александра Солженицына – что ждет ее?
– Она, несомненно, будет продолжаться. Только больно, что нет с нами теперь Александра Исаевича.