ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Воспитание отношениями
Каким оно должно быть, если взаимодействие со взрослыми – главный источник развития ребенка?
Сегодня стало почти уже модным понятие «сознательное родительство». Модным – и несколько поверхностным.
О том, что это такое на самом деле, можно было узнать
на недавно проведенных чтениях памяти Л.С.Выготского
в Институте психологии РГГУ.
Первая и самая важная деталь – на обсуждение были вынесены целостные подходы к развитию личности ребенка в семье. Особо подчеркивалось, что узконаправленные решения не снимают проблем, а лишь усугубляют их.
Поэтому и отношение родителей к детям, родительские чувства, ценности и установки, оценки и позиции – все, что определяет стиль семейного воспитания, сегодня исследуется учеными методом вычленения самого существенного, а не разбора, разделения на части.
Ребенок в семье: качество общения
Ольга Решетникова, Институт психологии РГГУ:
– Как известно, источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослыми. Поэто-
му – в идеале – социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку, не перестраивают его природу, а являются необходимым условием его человеческого развития.
При этом во всем, что происходит между ребенком и взрослым, в любом их взаимодействии осуществляется передача норм. Только вот каких?
Рассмотрим происходящее в семье с точки зрения теории привязанности. В основе этой теории лежат отношения между двумя людьми, их межличностные связи, которые определяют весь душевный и психологический строй личности: отношение человека к себе, к миру, разнообразные переживания, познавательные и творческие способности и прочее.
Поскольку первые связи с другим человеком возникают в семье, опыт отношений, полученный в раннем детстве, очень важен. Как показывают исследования, то качество привязанности, которое возникает в общении с близкими, воспроизводится во всех сферах дальнейшей жизни человека.
В основе характеристики качества привязанности лежит безопасность. Ее обеспечивает или не обеспечивает близкий человек, с которым связан ребенок. Качество детской привязанности выявляется в специально разработанном тесте «Незнакомая ситуация», где главным показателем является реакция ребенка на разлуку и встречу с матерью. Исследования взрослой привязанности обнаружили феномен межпоколенной передачи моделей безопасных и небезопасных взаимоотношений. Родители, у которых был принимающий, заботливый объект привязанности в детстве, в большей степени способны оказать эмоциональную поддержку своим детям.
Одно из наиболее известных исследований межпоколенной передачи привязанности было проведено К.Бейкер и Ю.Гиппенрейтер. Оно посвящено влиянию репрессий конца 30-х годов в России на жизнь семей в трех поколениях и полностью подтверждает гипотезу о трансляции межпоколенной передачи безопасной и небезопасной привязанности.
Есть исследования, показывающие, что если один из родителей имеет склонность к депрессии, дети подвергаются риску развития и возникновения проблем, связанных с нарушениями эмоциональной сферы, формированием небезопасной привязанности, заниженным уровнем познавательного развития.
Установлена прямая связь между привязанностью ненадежного типа, сформированной родителями, и риском развития аддиктивного (девиантного, отклоняющегося) поведения у ребенка.
Эти работы можно рассматривать как доказательства передачи привязанности, сформировавшейся в детском возрасте, на всю взрослую жизнь и трансляции типов привязанности между поколениями.
Дети, которые духовно близки с родителями, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа Я, вырастают более отзывчивыми в социальном плане в сравнении с теми, кто описывает свои отношения с родителями как отчужденные.
Важно также качество привязанности матери и отца и их взаимодействия с ребенком. Оно проявляется во многих аспектах семейной жизни, в том числе в выбранном родителями стиле семейного воспитания. Именно стиль семейного воспитания как особенность проявления качества привязанности позволяет нам понять природу и истоки таких нарушений воспитания, как жестокость, отвержение, холодность. И не только понять, но и попытаться грамотно, со знанием дела поправить.
Основные черты личности каждого из нас определены поведенческими, эмоциональными и более глубинными особенностями взаимодействия в родной семье.
Взрослый как родитель: растем вместе
Елена Горлова, Институт психологии РГГУ:
– Общение взрослого с ребенком определяет развитие сознания ребенка. В то же время содержание развития ребенка все время меняется, и на каждом этапе одни черты взрослого человека как родителя остаются неизменными, независимыми от строения сознания ребенка, а другие особенности общения, поведения, сознания взрослого претерпевают преобразования.
Чуткость, внимательность и рефлексия переживаний ребенка в отношении важных моментов жизни – это то, что в воспитании постоянно. Но хотелось бы обратить внимание на две характеристики взрослого-родителя, которые связаны с возрастом ребенка и обеспечивают полноценное развитие его сознания (личности).
Первая – внутривозрастная позиция. Она поддерживает центральные изменения в личности ребенка на том или ином этапе развития. Это понимание того, что чем младше ребенок, тем более значима для него эмоциональная вовлеченность семейного окружения в общение с ним; что дошкольник живет в мире игры, что семь лет – возраст глубоких переживаний, что в более старших возрастах, в первом школьном и подростничестве, полнее раскрывается роль сверстников, общественного взрослого (педагога, например), а не семьи.
Надвозрастной характеристикой образа взрослого являются сотрудничество, восприятие ребенка в чем-то равным
себе.
Если работают обе позиции, то постоянная перестройка личности ребенка вызывает новые акценты во взаимодействии взрослого, и тогда пути счастливого родительства открывают пути счастливого детства.