Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Третья тетрадь
Детный мир

Кудрявцев Владимир

«Ну-ка быстро прекрати истерику!»

Дорогой читатель! Сегодня мы открываем новую рубрику. Она будет посвящена какой-либо стереотипной фразе из тех, которые взрослые употребляют в разговорах с детьми почти автоматически. Что стоит за словами? Давайте спросим специалиста!

Есть обычный, нормальный детский эгоцентризм и есть истероидное поведение – их надо различать.
Сегодня психологи говорят о наличии особых «поведенческих текстов». Первыми «читателями» этих текстов становятся родные взрослые, для которых они, собственно, и «создаются». За этим стоит стремление ребенка жить единой человеческой жизнью с другими людьми (вначале с самым близким, а потом и более широким их кругом), выстраивать отношения, общаться с ними. Без этого нельзя войти в общество. А потребность ребенка в оценке со стороны взрослого, как показала в своих работах известный психолог Майя Ивановна Лисина, – фундаментальная, специфически человеческая потребность, которая закладывается уже во второй половине младенчества (примерно с шестого месяца жизни). Но уже маленький ребенок хочет, чтобы его оценивали не просто так, а за дело: он сам достал погремушку, разогнал инерционную машинку, нанизал колечко на штырек, собирая пирамидку. Для него внимание взрослого – мерило успеха. А значит, внимание взрослого вселяет в него чувство «самодостаточности», «независимости».
Но если «поведенческие тексты» взрослыми прочитаны неверно, в поведении ребенка могут возникать черты истероидного поведения. Их можно перечислить.
Ребенок любой ценой привлекает к себе внимание других людей. Потребность удерживать внимание становится не просто доминирующей, а базовой. Ее неудовлетворение чревато острыми конфликтами; по данным профессора Андрея Евгеньевича Личко, одного из ведущих специалистов в этой области, такие конфликты иногда приводят даже к побегам из дома.
Ребенок крайне болезненно реагирует на похвалу в адрес других детей, любые проявления внимания взрослых к другим детям являются для него невыносимыми, вызывают вспышки обиды и гнева.
Демонстративное поведение подчиняет и заменяет собой прочие формы детской активности. Тем более такие, которые не могут стать непосредственно предметом восхищения и похвалы. По этой причине у детей нет интереса к самостоятельным играм и занятиям, они с удовольствием выполняют то, что делается с расчетом на зрителя, ради демонстрации собственной исключительности, которая превращается для них в нечто самодовлеющее.
…Это ли вы имеете в виду, когда говорите об «истерике» ребенку, всего-навсего настаивающему на своем?
Надо учесть, что яркая экспрессивность, выразительность – характеристика поведения человека на протяжении всего детства, а затем – и подросткового возраста. Поведение ребенка и подростка никогда не бывает безадресным. А вот добиться внимания от взрослых бывает очень трудно. В ход идут и громкий крик, и обычное непослушание. Но это не истерика, не патология.

Рейтинг@Mail.ru