О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Проблема дисциплины актуальна для всех педагогов: уже после первых дней работы учитель осознает, что у ребят есть сотни способов мешать уроку, «заводить» класс и исподтишка срывать объяснение материала…
Психологи Светлана Кривцова и Екатерина Мухаматулина убеждены, что путь к преодолению дисциплинарных проблем начинается с осознания простой вещи: ученики, наши дети, выбирают разные модели поведения, чтобы чувствовать свою значительность и важность в конкретной социальной группе. «Когда нам, педагогам, воспитателям и родителям, удается распознать за их «плохим поведением» важнейшую для них потребность «быть включенным» в социально значимые процессы и группы, мы начинаем искать способы помощи в выборе более подходящих видов поведения». А облегчить этот поиск может знание психологических механизмов, которые скрываются за типичными действиями детей. Эти психологические законы описаны в статье С.Кривцовой и Е.Мухаматулиной «Если дисциплина проблема…» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 8 за 2008 год). В качестве примера приведем следующую закономерность: нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит. А это, как правило, одна их четырех целей: привлечь внимание, достичь власти, отомстить, избегнуть неудачи.
Вторая часть статьи посвящена педагогическим стратегиям, позволяющим справиться с проблемой нарушения дисциплины. И здесь одно из главных педагогических правил: в любой ситуации позвольте ученику сохранить лицо.
Школьная практика показывает, что далеко не всем ученикам удается определиться с выбором профиля к окончанию
9-го класса. Те, кто не успел определиться с выбором профиля, оказываются в стрессовой ситуации.
Выход предлагает директор Заброденской средней общеобразовательной школы (Калачеевский район Воронежской области) В.Мирошников. В статье «Как избавить школьника от тревожности при выборе профиля» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 9 за 2008 год) он описывает опыт своего образовательного учреждения, которое отказалось от создания привычного набора профильных классов: химико-биологических, физико-математических, гуманитарных… Вместо этого в школе были образованы сводные факультативные группы из учеников одной параллели. Занятия групп решено было проводить в день, выделяемый для посещения учебно-производственного комбината (фактически школа взяла на себя функцию УПК). Сотрудничество с воронежскими вузами позволило добиться того, что для желающих заниматься в факультативных группах были созданы учебно-методические комплексы, разработанные с учетом требований, предъявляемых при поступлении в конкретные вузы. Объединение учеников одной параллели дало возможность объединить и часы, выделяемые на факультативные занятия в разных классах. Это позволило набирать группы с небольшим количеством учеников, но зато именно из тех, кому нужен конкретный факультатив. Количество часов по основным предметам для всех классов осталось одинаковым, сохранилась возможность изменить факультатив, а вместе с ним и профиль.
Что важно учесть при организации работы методических объединений в начальной школе? На этот вопрос отвечает публикация М.Титковой «Методические рекомендации по организации деятельности ШМО учителей начальных классов» («ЗАВУЧ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ», № 8 за 2008 год). Особое внимание автор уделяет проблематике планирования деятельности методического объединения на год и эффективной организации конкретного заседания объединения. В статье дается много примеров практических разработок, в частности «План работы школьного методического объединения учителей начальных классов на 2007/08 учебный год», «Анкета учителя начальных классов», таблицы для отчетов по итогам деятельности объединения за год и за три года. В части, посвященной анализу результатов работы методического объединения, М.Титкова рекомендует сосредоточиться на определенных ключевых моментах, в том числе на следующем. Какие задачи ставились в начале учебного года? Как (какими способами) эти задачи решались и каков результат? В чем причины невыполнения задач? Как отразилась работа МО на квалификационном уровне учителей. Недостатки работы МО и методы их устранения.