Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Кислицына Анна

Мисс и мистер Стресс

В стрессовые ситуации юноши и девушки попадают одинаково. Но выходят из них – по-разному

Нами было проведено небольшое обследование старших школьников и студентов: влияют ли межполовые различия на защитные механизмы и особенности преодоления стрессовых ситуаций?
Как и предполагалось, у девушек адаптационные способности выше, они более устойчивы к стрессам. Выяснилось также, что меньшая стрессоустойчивость юношей коррелирует с их приверженностью моральным нормам, правилам, идеалам.
Если девушки стремятся любыми способами разрешить проблему, то юноши –
снять напряжение. Конфликт между должным и наличным положением вещей снимается ими главным образом за счет расширения проблемы, в то время как основной механизм снятия напряжения у девушек – социальная поддержка. В ход идут коммуникативные способности и эмоциональная разрядка. Спасительные в условиях стресса, эти формы поведения традиционно считаются женскими, а для мужчин обсуждать свои чувства и выражать эмоции считается зазорным. Но если механизмы женской защиты работают лучше, может быть, следует их воспринять? Во всяком случае, воспользоваться женским взглядом на трудную ситуацию мужчине не помешает.
Оказалось также, что ответственность за свои поступки выше у девушек. Это напрямую связано с механизмами психологической защиты тех и других. У юношей преимущественно проектная защита: они реагируют по факту. Девушки защищены лучше за счет того, что они чаще прогнозируют события. В ход идут интуиция, способность запоминать мелкие факты и незначительные, казалось бы, реакции людей в разных ситуациях, желание и умение интерпретировать сюжеты. Они гибче и мобильнее в межличностных отношениях.
Однако высокая степень адаптивности девушек таит немалую опасность – размывание Я-концепции, потерю личностного ядра. Юноши, стратегии поведения которых направлены не столько на адаптацию к внешним условиям, сколько на удержание «порядка», на защиту нравственного императива, более ориентируются на культурные образцы, чем на сиюминутные обстоятельства. Осмысленное существование предпочитают безопасному.
Итак, понимать или спасаться? Кричать или думать? Поле стресса огромное, и если стрессоустойчивость и способы преодоления стресса у юношей и девушек разные, значит, проблемы лучше решать вместе.

Рейтинг@Mail.ru