ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Олимпиада ставит задачи...
...перед учениками – образовательные. Перед организаторами – педагогические
Предметные олимпиады – школьные, районные, городские – давно стали привычной частью образования. Их пунктиром прошит почти весь учебный год; каждый следующий, все более сложный и престижный этап, отмечает учебные успехи. При этом довольно часто олимпиада превращается в жесткое соревнование, где большинство детей испытывают ревность, неуверенность, горечь проигрыша, психологическую и интеллектуальную несостоятельность. Это мероприятие, в котором педагогика с разгромным счетом проигрывает обучению.
Но есть и другие примеры организации предметных олимпиад.
В прошлом номере мы рассказывали о том образовательном сообществе родителей, учеников, педагогов, методистов, которое сложилось вокруг Новгородского центра непрерывного образования. Их главная идея состоит в том, что школа должна прививать детям
и взрослым вкус к образованию. А значит, и олимпиады организуются так, чтобы ребенок понимал: учиться — это интересно, а взрослый наращивал свой педагогический опыт. Кстати, та форма организации, которую представляют сегодня новгородские коллеги, была придумана не сразу, а менялась, разрасталась и совершенствовалась с каждым годом.
Праздник, а не состязание
Для нас главная цель олимпиады как естественного продолжения образовательного процесса – дать всем детям возможность попробовать свои силы в интеллектуальной сфере. Мы хотим, чтобы ученики воспринимали как ценность образование, интерес к чтению, умение учиться. Но главное – надо уметь пользоваться своими знаниями, поэтому заданий, дублирующих учебник, на олимпиаде не бывает. Однако если ты знаешь, как решать задачи такого типа, то обязательно справишься.
И конечно, мы стремимся устроить для детей любого возраста праздник. Школа – не серые, скучные, утомительные будни. Это действительно увлекательный, яркий и веселый мир, где твои знания приносят радость, удовольствие, где тебя любят и восхищаются твоими успехами, даже если они и не самые большие.
В проведении олимпиады нет несущественных вопросов. Всё – от входа в школу до цвета бумаги для выполнения заданий – принимается во внимание. Оформление школы подчинено этой же цели: помещения ярко украшены, программа, списки участников и членов жюри находятся на доступном для ознакомления месте. Регистрация участников проходит под музыку.
Первая встреча с членами жюри и ведущими олимпиаду педагогами проходит в актовом зале. В своих напутственных словах председатель оргкомитета старается снять напряжение с детей и родителей.
Любая деталь должна быть максимально учтена взрослыми. Отсутствие карандаша определенного цвета, солнечные лучи, бьющие из окна и иногда мешающие сосредоточиться, желание маленького участника попить – любая мелочь может иметь значение и должна быть предугадана.
Дети, безусловно, волнуются, поэтому темп, тембр речи, стиль общения должны быть безукоризненно корректными. А содержание олимпиадных заданий должно быть посильным: отличаться от всех известных упражнений и заданий, но содержать в себе только тот материал, знакомство с которым уже состоялось. Уровень сложности при этом достаточно высокий.
Во время работы ребенок может обратиться к любому взрослому в классе, но только с организационными вопросами и так, чтобы не мешать присутствующим.
Чтобы родители
не оставались в стороне
Итак, дети сосредоточенно занимаются делом. А родители? Уже в первые годы проведения наших олимпиад
мы поняли, что им, бродящим в волнении по коридорам, можно и нужно предложить соответствующую образовательную программу. Сейчас папы и мамы, бабушки и дедушки в то же время, что и их дети, могут выполнить ученическое олимпиадное задание. Это делается для того, чтобы взрослые поняли, какую сложную работу выполняет их ребенок. В случае его победы оценили бы уровень успеха, а в случае поражения могли бы понять, что не получилось, и со знанием дела обсуждать, почему это произошло. Кроме того, люди, работавшие на равных, всегда имеют больше поводов для разговора после окончания выполнения заданий.
Для желающих мы предоставляем возможность поработать в психологической мастерской «Как помочь ребенку пережить победу и неудачу», которую ведут высококвалифицированные психологи центра. Их задача – научить родителей анализировать себя и своего ребенка, находить вербальные и невербальные способы общения, которые покажут ребенку, что он любим, им гордятся, его под-
держивают. Мы стараемся, чтобы родители понимали поддержку как умение видеть сильные стороны личности ребенка и умели сообщить ему об этом.
Иногда взрослым сложно говорить о проблемах во взаимоотношениях со своим ребенком. Мы предлагаем им разбор виртуальных ситуаций, на примере которых возможен поиск ответов на трудные родительские вопросы.
Награда достается каждому
Когда задания выполнены, с ними начинает работать жюри, и до объявления результатов все участники олимпиады – родители, дети, учителя – пьют чай в школьном кафе. Сначала чаепитие мы устраивали только для детей, но быстро поняли, что нельзя упускать такой благоприятный момент для общения, обсуждения, эмоционального контакта ребят и взрослых. Это время расслабления, снятия стресса. Дети должны вместе с родителями и учителями успокоиться, рассказать о своих переживаниях и волнениях. Мы стараемся, чтобы стол был по возможности праздничным.
Затем все переходят в актовый зал, где проходят либо концерт, либо представления, а в случае проведения олимпиады для дошкольников проводятся подвижные игры, организованные профессиональными клоунами, по типу «Веселых стартов». Концерт иногда организует и проводит одна из школ-участниц. Таким образом для детей появляется приятный шанс – показать свои таланты.
Но вот наступает торжественный момент завершения работы жюри и награждения победителей. Мы считаем обязательным отметить каждого ребенка. Предусматривая большое количество номинаций, мы находим повод наградить даже не очень успешного на этом мероприятии ученика.
Номинации разные: «за аккуратность», «за лаконизм», «за нестандартное решение» и т.д. Детей в обязательном порядке приглашают на сцену, под аплодисменты награждают и фотографируют в альбом «Наша гордость».
Особое внимание – победителям. Члены жюри комментируют работу детей, занявших призовые места. Ребенок приглашается на сцену и делится своими впечатлениями: какое задание понравилось больше, какое оказалось сложнее, все ли получилось сразу или пришлось поломать голову. С гордостью победитель называет имя своего учителя и родителей, которых приглашают на сцену: мы считаем, что необходимо воспитывать в детях чувство благодарности взрослым за свои результаты, делаем фото на память со всеми, кто помог ему победить.
Конечно, содержание и программа зависят от возраста участников. У дошкольников олимпиада проходит в виде путешествия по станциям «Смекалочка», «Почитай-ка», и ведут ее герои сказок. У старшеклассников проходит защита проектов, где оценивается множество параметров: содержание, разработанность проекта, новизна темы, вклад каждого участника команды, презентационные умения, поддержка болельщиков и т.д. И команда награждается коллективным подарком – туристической поездкой.
Шаг в развитии
В результате традиционная цель олимпиад – выявление особо одаренных детей – в нашем случае тоже имеет место, но не становится подавляющей. Умный, развитый ребенок проявит способности, обратит на себя внимание. Мы стремимся подарить всем участникам радость от интеллектуального соревнования, создать стартовую площадку в мир знаний для большого количества детей, увлечь их, заинтересовать.
По результатам всех туров — классного, школьного, межшкольного – выявляются учителя детей-победителей. Для них проходит следующий этап – конкурс педагогического мастерства.