ОРИЕНТИРЫ
Педсовет в формате тренинга
Создаем образцы командного взаимодействия
Чтобы не засидеться «на галерке»
Для решения текущих вопросов в нашей школе существуют еженедельные короткие совещания сотрудников. А педсоветы мы стали проводить в формате тренингов. Почему тренинг? Дело в том, что тренинг относится к активным формам обучения и развития, которые, как известно, дают более высокий результат, поскольку предполагают большую включенность участника в процесс и повышенную личную заинтересованность в конечном результате. Мы только несколько модернизировали методику проведения тренинга, нацелив его на выполнение главной задачи педсовета: выработки общего решения.
Как проходит педсовет-тренинг? Часто совсем не похоже на обычный педсовет. Для непосвященного человека со стороны многое может показаться непонятным или даже странным. Помнится, однажды наши ученики были крайне удивлены, застав учителей в спортивном зале распутывающими какие-то веревки, причем у некоторых были завязаны глаза (участники тренинга выполняли упражнение на командно-групповое взаимодействие).
Обычно педсовет-тренинг состоит из нескольких частей. Задача первого этапа: создать у участников тренинга общий положительный настрой, для чего можно использовать какие-нибудь несложные упражнения, похожие на детские игры. Это позволяет расслабиться и в дальнейшем более активно включиться в процесс тем, кто чувствует себя не очень уверенно. Этому также способствует комфортная обстановка: как правило, действие происходит в просторном помещении, где стулья выставлены в круг или полукруг, чтобы все могли хорошо видеть друг друга.
Следующий этап в зависимости от задач тренинга может проводиться в игровой форме или в форме творческого задания. К примеру, на педсовете, посвященном выработке общих правил взаимодействия между учителями, учениками и родителями, наш школьный коллектив разделился на небольшие группы по 5–7 человек. Таким образом возникли небольшие команды, каждая из которых получила большой лист бумаги, клей, ножницы, фломастеры, журналы и газеты. Через определенное время все группы должны были представить портрет Учителя, Родителя, Ученика.
В процессе подобной деятельности, помимо прочего, происходит очень важная вещь: более опытные коллеги передают новичкам ценности образовательного учреждения, например, ценность уважительного отношения к детям.
После выполнения задания начинается обсуждение проделанной работы. Полученный в упражнении или игре опыт анализируется, участники делают выводы и формулируют советы на будущее. В ходе обсуждения очень важно обратить внимание на то, какими характеристиками наделяют детей учителя. Получился у них портрет веселого ученика или сосредоточенного, чем-то заинтересованного, а возможно, агрессивного и непослушного? И почему так вышло? За этим портретом стоит образ какого-то конкретного ребенка? Или это обобщенный портрет, в котором проявились определенная позиция, отношения учителей к школьникам?
И наконец, завершающий этап педсовета – обобщение, когда выводы, сделанные на основании выполнения конкретного упражнения, экстраполируются на школьную ситуацию в целом. На этой стадии вырабатываются общие правила. Например, работая в малых группах, участники должны представить три самых главных правила общения с учениками или, наоборот, три «табу» (чего категорически нельзя делать). А затем формируется общий список – каждая группа представляет свои правила и объясняет, почему выбраны именно они. Таким образом, складывается общее видение, вырабатывается единство подхода.
А если договориться?..
На педсовете, который посвящен теме командного взаимодействия, можно провести игровое упражнение «Конструктор». В чем суть? Перед участниками ставится задача: построить макет пирамиды по заданному образцу. Доступ к образцу (он находится в одной из классных комнат) есть только у «наблюдателя», который имеет право свободного перемещения по всей территории игры. Однако «наблюдатель» ничего не должен сообщать «строителям». Вся информация передается через «связного», который общается с «наблюдателем» в комнате переговоров. По правилам игры «связному» разрешается отвечать на вопросы «строителей» и запрещается сообщать им что-либо по собственной инициативе. Необходимый для «стройки» материал надо брать у «кладовщика», который выдает его со «склада».
После завершения «строительства» проводится обсуждение, которое проходит в три этапа. Сначала обсуждается ход и результат совместных действий: что у нас получилось, что не удалось и почему. Затем обсуждаются навыки, которые необходимы для командной работы. А третий шаг – проекция полученного опыта на ситуацию образовательного учреждения: а как обстоят дела с командным взаимодействием в нашей школе?
Надо сказать, что, как правило, игровое действо проходит очень эмоционально. Игра тем и хороша, что она провоцирует участников на проявление спонтанных реакций: педагогам хочется хорошо выполнить задание, но поскольку время ограничено, они начинают суетиться, перебивать друг друга. Подобные моменты всплывают во время итоговой рефлексии: «Как же так, мы детям говорим, что нельзя перебивать собеседника, а сами?», «Вначале надо было договориться, как мы будем действовать».
Предпосылки успеха
Что важно для успеха педсовета-тренинга? Самое главное, на наш взгляд, тщательно подойти к его подготовке, четко сформулировать задачи. Важно понимать, каких результатов вы хотите достичь, и, планируя педсовет, включать в него те тренинг-элементы, которые работают на поставленную цель. Чтобы создать комфортную атмосферу, накануне следует позаботиться о помещении, перерывах, раздаточных материалах, удобных и легко перемещаемых стульях, микрофоне.
Приращения в культуре
На школьных тренингах-педсоветах мы решаем самые разные задачи. К примеру, августовский педсовет в нашей школе проходит в формате двухдневного тренинга. Он призван решать целый ряд задач: настроить людей на работу после отпуска, обсудить программу развития школы, помочь новым сотрудникам быстрее адаптироваться в новых условиях, поближе узнать своих будущих коллег и концептуальные позиции организации в целом, спланировать жизнь школы на новый учебный год.
С сентября по май проходят тренинг-семинары, посвященные актуальным для любой школы проблемам – успеваемости, выполнению домашних заданий, поиску эффективных технологий обучения. И оказывается, многие проблемы легче решить, обсудив их друг с другом, и найти иные подходы, посмотрев на ситуацию с другой стороны. Обсуждение и обмен опытом не только дают возможность перенимать друг у друга реально работающие приемы и технологии, но и позволяют учителям находить выходы из сложных ситуаций, а еще – почувствовать себя единой командой, союзом единомышленников.
Еще одно направление – тренинги организационного развития. Здесь учителя и администрация вместе планируют стратегическое развитие школы, обсуждают принципиальные позиции, проектируют дальнейшую деятельность.
Главное, что появляется в процессе такой работы, – прояснение целей деятельности организации, общее видение сегодняшнего и завтрашнего дня, желание и готовность к сотрудничеству. При этом участники воспринимают решение педсовета не как спущенную сверху резолюцию, а как осознанное и личностно принятое. Если хотите – со всей мерой личной ответственности за его выполнение. Таким образом, формат тренинга дает возможность администрации не только повысить эффективность педсоветов, но и развивать и поддерживать в сотрудниках корпоративную культуру.