Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЙ УКЛАД


Прутченков Александр

Ученическое самоуправление: самые распространенные ошибки

Проанализировать их позволяют материалы, присланные на конкурс

В России впервые объявлен дистанционный конкурс ученического самоуправления. Проводит его Федеральный центр гражданского образования при поддержке Федерального агентства по образованию и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Основная цель конкурса – стимулировать деятельность органов ученического самоуправления, поддержать активно работающих лидеров. Участвовать в нем могут любые образовательные учреждения.

 

Путаница в формах

Одна из наиболее серьезных ошибок – ученическое самоуправление путают с деятельностью детской общественной организации. А между тем это две совершенно различные организационные формы детской активности.
Ученическое самоуправление – самостоятельный социально-педагогический феномен. Благодаря ему ученики могут участвовать в управлении школьной жизнью. Детские же общественные организации в школе решают другие задачи.
Добавим, что это разделение зафиксировано и в законодательстве. Ученическое самоуправление регламентируется требованиями Закона «Об образовании». А любые детские организации подпадают под действие Закона «Об общественных объединениях».

Без нормативной базы

Другая ошибка – структуры ученического самоуправления создаются, а необходимая нормативно-правовая база, учитывающая специфику конкретного образовательного учреждения, отсутствует.
Самоуправление, как и любая другая систематическая педагогическая деятельность, требует нормативного оформления. И в этом вопросе недостаточно одних общих положений, закрепленных в Законе «Об образовании» или в Типовом положении об общеобразовательном учреждении. В каждой школе, лицее или гимназии нужно создавать свою нормативную базу.
Разумеется, ее нужно будет дорабатывать и дополнять, но начинать работу без нее – предприятие рискованное и вряд ли допустимое в школе, где любые отношения должны быть урегулированы правовым способом.

Сложности с терминологией

Третья, наиболее распространенная, ошибка – неверное использование юридических терминов при создании форм самоуправления. Вот несколько примеров из практики различных школ.
«В нашей школе функционирует парламент, включающий в себя министерство по труду, министерство по организации досуга, министерство по экологии и т.д.».
Но позвольте спросить: разве может парламент состоять из министерств? Министерства входят в структуру исполнительной, а не законодательной власти.
«У нас сложилась хорошая практика. Учителя обращаются в Школьную думу, если требуется какая-либо помощь, скажем, в оформлении сцены или подготовке лыж к зиме».
Оформление сцены и подготовка лыж – разве это занятие для думы, для законодательного учреждения? Или этим должен заняться кто-то другой? Или те же дети, но уже не в роли депутатов Школьной думы?
«В нашей школе был разработан административно-хозяйственный кодекс (конституция) школы, который действует уже 4 года».
Конституция не может выполнять роль административно-хозяйственного кодекса. Если мы создаем систему гражданского воспитания, то обязательно должны быть точны в терминах – это основа любой правовой системы.

Активисты, ау!

Еще одна возможная ошибка – отсутствие систематического отбора и подготовки актива ученического самоуправления. Невозможно ожидать, что школьники включатся в организационную работу без соответствующей методической и психологической подготовки.
Еще до запуска модели ученического самоуправления следует подумать над системой такой подготовки: кто это будет делать, как выявлять таких ребят, по каким программам их обучать, где и когда проводить лидерские тренинги.
Вторая сторона этой проблемы – устаревшие содержание и методы обучения актива. Довольно часто педагоги хотя и понимают важность этой деятельности, но используют «хорошо зарекомендовавшие себя» технологии, которые не годятся для современных подростков.

Масштабно. Даже слишком…

Также среди ошибок можно отметить чрезмерное увлечение масштабными моделями ученического самоуправления типа «Каждый класс – республика».
В принципе в таком подходе нет ничего предосудительного. Но, во-первых, школьникам средних, а особенно младших классов такой материал для игры слишком сложен. Можно выбрать более простую модель, например, административное устройство города.
Во-вторых, при использовании модели «Каждый класс – республика» и ей подобных создается огромный административный аппарат: десятки президентов, вице-президентов, спикеров парламентов, депутатов, премьер-министров, министров. А где обычный рядовой гражданин? Кем управляют эти массы руководителей различного ранга? Кто их контролирует и перед кем они отчитываются о свой работе?

Досуг, досуг и еще раз досуг?

Еще одна вероятная ошибка – работа органов ученического самоуправления строится в первую очередь вокруг досуговой деятельности. В этом случае участники самоуправления рассматриваются как некие помощники старшего вожатого или заместителя директора по воспитательной работе. И занимаются организацией свободного времени школьников.
Разумеется, организация досуга – это одно из направлений деятельности органов ученического самоуправления, но их деятельность не должна ограничиваться только этим. Иначе мы получаем широкий актив массовиков-затейников, а самоуправление превращается в клубную деятельность, планируемую и реализуемую силами школьников.
Здесь стоит добавить, что согласно опросам больше половины старшеклассников считают, что самоуправление в школе затем и нужно, чтобы устраивать дискотеки и т.п. И в этой ситуации важно удержать разумный баланс интересов.

Власть и народ

Ошибкой является и закрытость органов ученического самоуправления. Когда самоуправление рассматривается только как совокупность выборных органов, обладающих определенной властью, создается модель, в которой «власти» живут сами по себе, а «народ», то есть ученики школы, только наблюдает за происходящим, не имея возможности вмешиваться в происходящее и все больше отстраняясь от всего.
Эта ошибка может привести к очень тяжелым педагогическим последствиям. Во-первых, к появлению «звездной болезни» у тех, кто входит в органы ученического самоуправления. Во-вторых, к длительному противостоянию актива и ученического коллектива, когда лидеры начинают все больше отдаляться от основной массы учащихся.
В этой ситуации очень важно помнить, что цель ученического самоуправле-
ния – это прежде всего организация демократических отношений, в которых нет «избранных» в негативном значении этого слова.

День дублера

И наконец, последняя из ошибок, о которых нам хотелось бы сказать – это восприятие ученического самоуправления только как игры в «День дублера».
Результаты систематического анкетирования в разных регионах показывают, что 70% школьников считают, что самоуправление – «это когда ученики становятся учителями и проводят уроки в младших классах» (из анкеты школьника).
В принципе, не имея ничего против данной модели самоуправления, мы хотели бы еще и еще раз подчеркнуть, что это только одна из моделей. И если в школе она остается единственной, то ожидать серьезных результатов не приходится. Любой навык требует длительной тренировки и закрепления, тем более когда речь идет о создании демократического уклада школьной жизни.

Подробную информацию о конкурсе можно получить по почте: uskonkurs@mail.ru или на сайте Федерального центра гражданского образования - http://www.apkpro.ru/.

Рейтинг@Mail.ru