Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Вторая тетрадь
Школьное дело

УЧЕБНЫЕ ИСПЫТАНИЯ


Задачи, которые оказались труднее всего

На что стоит обратить внимание учителям, готовящим своих учеников к ГИА-2009

Анализ результатов ГИА позволяет выявить общие проблемы в подготовке школьников. Сегодня мы представляем краткие выводы членов предметных групп разработчиков КИМов об основных пробелах в знаниях и умениях выпускников, проверенных в ходе итоговой аттестации в 2008 году.

Алгебра. Высокий процент «неудовлетворительных результатов» в 2008 учебном году был получен на экзамене по алгебре.
При более детальном изучении результатов выяснилось, что многие выпускники продемонстрировали отсутствие владения элементарными умениями, которые являются опорными для дальнейшего изучения курса математики и смежных дисциплин. Это, например, нахождение числового значения буквенных выражений, требующее выполнения несложных арифметических действий с десятичными дробями; действия с числами, записанными в стандартном виде; элементарные действия с алгебраическими дробями, с квадратными корнями; решение стандартных, несложных линейных уравнений и линейных неравенств, ответы на стандартные вопросы, связанные с чтением графика функции.
При выполнении первой части работы самыми трудными для учеников, как и в предыдущие годы, оказались задания на применение знаний. При этом трудность была связана не с применением вычислительного алгоритма, а со слабым пониманием текстов и требований заданий. Также вызывают затруднения задания, в которых требуется интерпретировать условия, переходить с одного математического языка на другой. Заметим, что такого рода задания для итоговой аттестации являются качественно новыми. Традиционные проверки в основном ориентированы на алгоритмическую часть курса.

Русский язык. Выпускники в целом справились с заданиями, проверяющими уровень сформированности основных предметных компетенций. При этом самым низким оказался уровень лингвистической компетентности, то есть уровень знаний о системе языка и владения основными языковыми понятиями. Кроме того, у выпускников существуют проблемы с усвоением разделов речеведения, связанных с интерпретацией содержания текста, с обоснованием ответа на поставленный вопрос.
Наибольшие затруднения у школьников вызвали задания, в которых требовалось продемонстрировать способность применять полученные знания и умения в области орфографических, пунктуационных, грамматических и речевых норм в письменной речи (задания С1 и С2). Примечательно, что выпускники, выполнившие работу неудовлетворительно, испытывают более значительные трудности в орфографии, чем в пунктуации. Среди остальных участников экзамена процент выполнения норм орфографии, наоборот, выше, чем норм пунктуации.
Ребятам, которые показали отличную подготовку, труднее всего дались задания, связанные с пониманием смысла фрагмента текста или с обоснованием ответа на поставленный вопрос. А типичные ошибки выпускников с хорошим уровнем подготовки относятся к сфере синтаксического анализа текста, а также практической грамотности письменной речи.

Биология. Результаты выполнения экзаменационных работ по биологии выпускниками 2008 года оказались хуже тех, что были получены в 2007 году. Возможно, это произошло потому, что экзамен по биологии выбрали многие выпускники, не ориентированные на продолжение обучения в классах естественно-научного профиля (в силу отсутствия социально-гуманитарных дисциплин среди предметов, предложенных для прохождения итоговой аттестации в новой форме).
Анализ выполнения экзаменационных работ показал, что выпускникам было сложно справиться с заданиями, проверяющими содержание раздела «Общие закономерности жизни». Определенные затруднения возникли при выполнении заданий по разделу «Человек».

Физика. На экзамене по физике наиболее проблемными для учеников оказались задания по темам: «Механические колебания», «Электростатика», «Явление электромагнитной индукции», «Оптика», а также задания на установление соответствия и связанные с историей физических открытий.
В части контрольно-измерительных материалов повышенной сложности наибольшую трудность вызвали задания, предусматривающие работу с текстом физического содержания (сопоставление информации из разных частей текста, перевод информации из одной знаковой системы в другую), а также качественные задачи с развернутым ответом.
Для выпускников с хорошим уровнем подготовки самыми сложными были расчетные комплексные задачи по механике, для выпускников с удовлетворительными знаниями – качественные вопросы и задачи.

Химия. Больше всего пробелов в освоении курса химии было выявлено на материале раздела «Первоначальные сведения об органических веществах». На взгляд экспертов, этот факт можно объяснить тем, что изучение в 9 классе вышеуказанного раздела является пропедевтическим перед изучением систематического курса «Органической химии» в 10 классе, и поэтому учебный материал нередко преподается в сокращенном варианте.

Рейтинг@Mail.ru