УЧЕБНЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Экзамен для основной школы
Девять ключевых положений его проведения
Недавно в Академии повышения квалификации
и профессиональной переподготовки работников образования прошло межрегиональное совещание, посвященное проблемам организации и проведения Государственной (итоговой) аттестации (ГИА). Мы публикуем ответы представителей Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) на вопросы, которые затрагивались участниками межрегионального совещания.
Каковы основные причины введения ГИА?
Введение Государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов – это шаг к построению Общероссийской системы независимой оценки качества образования (ОСОКО).
Кроме того, одна из целей ГИА – создать объективный механизм отбора учащихся в профильные классы средней школы. На обычном экзамене проверяется в основном способность ребенка к воспроизводящей деятельности, например, к пересказу выученного материала, решению стандартных задач. Разработчики же контрольно-измерительных материалов для ГИА нацелены на создание инструментария, с помощью которого можно было бы оценивать способность выпускников не только к воспроизведению, но и к преобразующей и творческой деятельности, решению практических задач, применению предметных знаний и умений в жизненных ситуациях.
Сколько экзаменов будут сдавать в ходе прохождения итоговой аттестации?
Планируется два обязательных экзамена – по алгебре и русскому языку и два экзамена по выбору. Предполагается, что те ребята, которые идут в профильные 10-е классы, должны будут помимо обязательных сдавать экзамены по профильным предметам.
Даты экзаменов уже определены?
Существует проект расписания, согласно которому итоговая аттестация проводится с 27 мая по 10 июня. 27 мая выпускники сдают алгебру, 2 июня – русский язык, 5 или 6 июня, а также 9 или 10 июня – предметы по выбору (историю России, обществознание, физику, химию, географию, биологию и геометрию). Но пока это только проект, который еще должен пройти утверждение в Рособрнадзоре.
В ходе обсуждения проекта на межрегиональном совещании было внесено предложение о том, чтобы предусмотреть резервные или дополнительные сроки для тех учеников, которые не смогли сдать один из экзаменов.
Где будет проходить итоговая аттестация?
Пункты проведения ГИА каждый регион определяет самостоятельно. Это может быть как своя, так и чужая школа. Возможна также ситуация, когда территориальным пунктом проведения экзамена по тому или иному предмету назначается какая-то базовая профильная школа. Например, физико-математическая школа становится пунктом проведения экзамена по физике.
Кто может находиться вместе с детьми в аудитории, где идет итоговая аттестация?
В аудитории могут находиться организаторы экзамена и независимые наблюдатели. В роли организаторов выступают педагоги других школ, в некоторых случаях, по решению региона, – учителя школы, где учатся экзаменуемые. Но это не может быть учитель, который преподает в 9-х классах предмет, по которому проводится итоговая аттестация, а также классный руководитель экзаменуемых учеников. Единственное исключение – русский язык. На экзамене учитель должен зачитать текст изложения. Поэтому на экзамене по русскому языку в качестве организаторов рекомендовано привлекать учителей начальных классов.
Задача наблюдателя – следить за тем, чтобы все процедуры итоговой аттестации были соблюдены. Чтобы выполнить свою функцию, наблюдатель должен пройти специальную подготовку.
В какой форме ребенок может пересдать экзамен в случае получения двойки?
Этот вопрос отдан на усмотрение регионам. Регион может принять решение о пересдаче как в традиционной, так и в новой форме.
Экзамен по алгебре предусматривает две модели перевода баллов в школьные отметки. Почему?
Действительно, система оценивания экзаменационной работы по алгебре имеет свои особенности. В традиционно сложившейся модели системы оценивания задания первой части работы оценивались в 0,5 балла, а задания с развернутым ответом второй части работы оценивались следующим образом: за полное правильное выполнение ученик получал определенный балл, например 6, за выполнение задания с незначительными недочетами – на балл меньше, в нашем примере – 5, если же в решении имелись серьезные недочеты, то – 0 баллов.
В 2007–2008 гг. была разработана и апробирована другая модель системы оценивания, в которой каждое правильно выполненное задание первой части работы оценивается одним баллом, а задания второй части оценивались в соответствии с тем, насколько ученик продвинулся в направлении правильного ответа. За определенные действия в верном направлении ученик получал баллы, например, от 1 до 4.
Системы оценивания всех остальных предметов в рамках государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов и ЕГЭ выстроены по второй модели.
Как известно, КИМы разделены на несколько частей. При сдаче экзамена по алгебре на выполнение первой части выделяется жестко ограниченное время. А как будет распределяться время на экзамене по русскому языку?
Действительно, на экзамене по алгебре выпускники должны выполнить первую часть работы, так называемый базовый уровень (то, что необходимо для получения оценки «удовлетворительно»), за определенное время – за 60 или 90 минут (в зависимости от решения конкретного региона). После этого первая часть работы забирается. На экзамене по русскому языку подобных ограничений нет. Здесь на выполнение всей экзаменационной работы отводится 240 минут, а уж как распределить время при выполнении различных частей экзамена – ребенок решает сам.
Есть ли у региона право менять правила перевода первичных баллов за выполнение экзаменационной работы в школьные отметки?
Да, в чрезвычайной ситуации, когда слишком много учеников при сдаче экзамена по тому или иному предмету оказываются неуспешны, регион может сдвигать границу шкалы между двойкой и тройкой. Условно говоря, можно выставлять тройку не за 16 набранных баллов, а за 15.