Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Осторожно, доступ закрывается?

Вопрос, кто и в какой форме будет платить за школьный интернет, все еще окончательно не решен

Когда проект интернетизации школ начинался, ставилась задача добиться равных стартовых возможностей для всех школьников в области использования ИКТ. На время эта задача была выполнена. Однако, как мы уже писали, федеральные власти обязались оплачивать школьный трафик лишь в течение двух лет. До 1 января этот срок истекает для 12 тысяч российских школ...

Из какого бюджета придут деньги?

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина www.All-Massage-Tables.Ru. Воспользовавшись услугами интернет магазина www.All-Massage-Tables.Ru, Вы сможете по выгодной цене и с доставкой по всей России купить профессиональное массажное оборудование от ведущих мировых производителей. В широкий ассортимент интернет магазина www.All-Massage-Tables.Ru входят такие товары, как складная массажная кушетка, стол для массажа с электрорегулировкой, и многие другие товары различных конструкций. Удобный рубрикатор, подробное описание и фотографии внешнего вида всей представленной на сайте магазина массажной продукции, помогут быстро подобрать покупку, устраивающую Вас по цене и другим характеристикам.

Согласно официальной статистике в 2006–2007 годах все школы России получили доступ в интернет со скоростью не ниже 128 Кбит в секунду. Пользователями школьного интернета стали 14 миллионов учащихся и 1,5 миллиона учителей. Из федерального бюджета на это было потрачено около 3 миллиардов рублей. Теперь вся система школьного интернета должна быть передана в ведение регионов.
Мониторинг проблемы осуществляет отдел приоритетного национального проекта «Образование» Национального фонда подготовки кадров (НФПК) под руководством Владимира Кашицина.
– Из-за разных подходов в выборе приоритетов и неодинаковых финансовых возможностей субъектов РФ социальное равенство, заложенное в основу проекта, может быть утрачено, – говорит Владимир Кашицын. – Минобрнауки России и Федеральное агентство по образованию не раз уже предупреждали: вся ответственность отныне ложится на плечи региональной власти. Поэтому уповать на обещанную правительством трансформацию приоритетных национальных проектов в долгосрочные государственные программы – бессмысленно.
Согласно последним данным, в 37 субъектах РФ уже выделены средства на проведение региональных конкурсов по отбору организаций-провайдеров, из них в семи регионах заключены договора до конца 2009 года. К числу таковых относятся республики Татарстан, Калмыкия, Северная Осетия–Алания, Хабаровский, Камчатский края, Сахалинская и Калининградская области.
А вот в 46 территориях эта задача возложена на муниципальный уровень – в части организации конкурсов, по итогам которых школы будут заключать прямые договора с провайдерами, и финансирования этих договоров.
По мнению специалистов, именно эти территории находятся в зоне риска, поскольку отстают от графика, особенно в отдаленных сельских районах. Трудности отмечаются в Амурской, Свердловской и Саратовской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, в республиках Адыгея и Башкортостан…
Во многих случаях руководители регионов или региональных органов, отвечающих за госзакупки и финансирование, считают, что к полномочиям субъекта РФ не относится обеспечение доступа муниципальных школ к интернету: по бюджетной классификации это «услуги связи» и платить за них должны муниципалитеты.
Однако эти руководители забывают о тех же 37 регионах, которые даже на последние месяцы 2008 года при утвержденном бюджете и в момент начала финансового кризиса нашли пути централизованного решения задачи, при котором и техническую поддержку, и мониторинг эффективности использования «полезных» ресурсов организовать гораздо проще.
По прогнозам экспертов, в целях экономии средств в ряде территорий регионов могут быть введены различные ограничения для школ в использовании интернета (например, доступ будет предоставлен только утром или вечером), снизится объем трафика.

По техническим причинам

Особую тревогу вызывает качество доступа к виртуальным ресурсам. Правда, не факт, что региональные провайдеры окажутся хуже федерального – ОАО «РТКомм. РУ», в адрес которого поступают многочисленные жалобы. Службой технической поддержки за неделю фиксируется в среднем порядка 700 обращений от школ, испытывающих трудности с доступом в интернет. Причем около 50% проблемных ситуаций связано с использованием спутникового оборудования в отдаленных сельских районах.
Правда, и наземная связь далека от совершенства: скорость 128 Кбит в секунду была рассчитана на один компьютер, а не на несколько компьютерных классов...
И все-таки, по свидетельству специалистов НФПК, наземная связь не только надежнее, но и дешевле спутниковой: если в первом случае школы расходуют в среднем 2,5 тысячи рублей на ежемесячную оплату услуг провайдеров, то во втором – раза в четыре больше.
Одна из причин: установка спутникового оборудования – дело весьма трудоемкое, а фирм, которые на этом специализируются, мало. Отсюда слабая конкуренция в этой сфере, и как следствие – завышенная стоимость предоставляемых услуг.
Не исключено также, что с прекращением федерального финансирования ОАО «РТКомм. РУ» попытается снять оборудование, установленное в школах тех регионов, где по конкурсу выиграют местные провайдеры. И на местах придется потратить дополнительные деньги.
Также очень важны уровень программных продуктов, их доступность, легальность, безопасность.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования осуществляется контентная фильтрация школьных интернет-ресурсов, ассигнования на эти цели будут выделяться до конца 2009 года Пока неясно, кто будет отвечать за это направление по истечении данного срока...

 

Рейтинг@Mail.ru