ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Совет Федерации выступил против обязательного ЕГЭ
Но, вероятно, это выступление вряд ли что-то изменит
20 ноября в Совете Федерации состоялось совещание, посвященное единому экзамену. Практически все собравшиеся выступили за отмену безальтернативной модели ЕГЭ. По итогам совещания принято решение создать специальную комиссию, куда войдут депутаты обеих палат парламента и представители Минобрнауки. Комиссия займется ревизией образовательного законодательства «в части введения ЕГЭ».
Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта «СПбРепетитор». Посетив сайт интернет проекта «СПбРепетитор», располагающийся по адресу http://spbrepetitor.ru, Вы сможете воспользоваться удобным сервисом, которые позволит заказать услуги репетитора по любому требуемому предмету общей школьной программы в Санкт-Петербурге. Подробные анкеты репетиторов и отзывы других обучающихся помогут найти самого подходящего педагога. А так же к Вашим услугам представлена возможность оставить заявку на бесплатный подбор репетитора специалистам интернет проекта «СПбРепетитор».
Общеполитический вопрос
– Я категорически против введения обязательного ЕГЭ, – заявил, открывая заседание, председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов.
Проблема ЕГЭ, безусловно, выходит за рамки одной отрасли образования, это вопрос общеполитический, – продолжил С.Миронов. – На карту поставлено будущее нашей страны. Но не стоит забывать и о том, что споры вокруг ЕГЭ только уводят общественное внимание от главной проблемы – качества знаний, которые получают выпускники школ.
В своем выступлении директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Игорь Реморенко попытался доказать, что качество знаний благодаря ЕГЭ повышается. Он привел в пример одну из сельских школ Самарской области и заявил, что оптимизация сети образовательных учреждений вкупе с ЕГЭ приводит «к очень заметному сокращению разрыва в образовательных достижениях школьников».
Но, как следовало из его выступления, самый важный положительный эффект ЕГЭ – «реальный рост доступности качественного образования: дети стали поступать в хорошие вузы не только у себя в регионе, но и по всей стране, прежде всего в столичные». Согласно статистике в последние годы доля сельских школьников, поступающих в вузы, стала сопоставима с долей сельского населения в стране.
Сергей Миронов скептически отреагировал на эти аргументы, сказав, что они лишь «убаюкивают», но ничего не доказывают.
Критическая линия
Как и следовало ожидать, лейтмотивом заседания стали острые критические замечания в адрес ЕГЭ. Поскольку аргументацию эту мы слышали многократно, перескажем ее вкратце. ЕГЭ снижает уровень образования, поскольку вынуждает педагогов натаскивать учеников на тесты; из-за ЕГЭ падает авторитет учителей; тесты не позволяют адекватно оценить уровень знаний по гуманитарным дисциплинам; из-за того, что итоги ЕГЭ используют для оценки работы педагога и школы, происходит завышение показателей ЕГЭ.
– Результаты ЕГЭ вызывают большие сомнения. Ребята, поступившие по ним, не выдерживают никакого сравнения с абитуриентами, зачисленными в вуз по традиционной системе отбора, – заявил ректор Государственного университета управления Алексей Лялин, призвавший «не отстранять вузовскую общественность от процесса приема абитуриентов».
Как и прежде, критике подверглись
КИМы. В том числе из-за чрезмерного количества заданий, которые необходимо решить за короткий промежуток.
– Ученики не готовы к такой системе, – убеждена депутат Московской областной думы и учитель математики Марина Захарова. По ее словам, раньше на экзамене по математике ученик за 4 часа выполнял 5 заданий. Теперь за 3 часа он должен ответить на 20 вопросов из части А, почти на столько же – из части В и выполнить часть С.
Видимо, понимая эту ситуацию,
Рособрнадзор некоторое время назад поручил директору Московского института открытого образования (МИОО) Алексею Семенову возглавить группу по разработке альтернативных КИМов по математике. Предполагалось, что это будут традиционные (нетестовые) задачи практикоориентированного характера, проверяющие знания за весь период школьного обучения. Открытый банк таких заданий должен был быть опубликован в интернете. Задания нового поколения были поддержаны учеными РАН и представителями Российского союза ректоров.
– В 2009 году скорее всего этот вариант принят не будет, – заявил на заседании А.Семенов.
В чем кроется причина такого решения, пока не очень ясно. Судя по высказываниям чиновников на других совещаниях, новые КИМы не получили должного одобрения со стороны учителей, а может быть, министерство просто опасается радикальных перемен, следуя принципу «Коней на переправе не меняют».
Между тем, как следовало из выступления Семенова, по результатам апробации альтернативных КИМов было выставлено около 10% неудовлетворительных оценок. Это значительно ниже показателей, полученных при использовании ныне действующих КИМов по той же математике в текущем году (23,5%).
Вне повестки дня…
Количество двоек в совокупности с отменой лояльного правила «плюс один» в следующем году, по мнению многих, чревато опасными последствиями.
По прогнозам зампреда профильного комитета Госдумы Олега Смолина, который, в свою очередь, сослался на мнение экспертов, 100 тысяч детей, или 10–12% от общего числа выпускников, не получат аттестаты в 2009 году.
– Это нарушает право ребенка на продолжение образования, – убежден Олег Смолин.
В этой связи собравшиеся пришли к выводу (это записано в решении совещания), что ЕГЭ может быть использован по выбору учащихся, но не как единственная и обязательная для всех форма итоговой аттестации в школе, совмещенная с вступительными испытаниями в вузы.
По существу, эта норма, отменяющая обязательное введение ЕГЭ, содержится в законопроекте, разработанном Сергеем Мироновым, Олегом Смолиным и рядом других депутатов.
Документ планировалось рассмотреть в первом чтении на пленарном заседании Госдумы еще в ноябре. Но в повестке дня Думы он до сих пор не значится.
Мы обратились за дополнительными разъяснениями к Олегу Смолину:
– Сейчас законопроект направлен на повторную экспертизу в Правовое управление Госдумы, но Комитет по образованию всячески затягивает его рассмотрение на пленарном заседании, вероятно, опасаясь его популярности. Напомню, что документ поддержало большинство исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ, он получил и широкое общественное одобрение.
Каковы практические итоги
совещания?
Во-первых, планируется создать трехстороннюю комиссию, включающую представителей обеих палат парламента и чиновников Минобрнауки. Комиссия должна будет доработать действующее законодательство в части введения ЕГЭ – с учетом рекомендаций, принятых в ходе обсуждения.
Во-вторых, решено сформировать независимую общественную комиссию, которая займется анализом итогов семилетнего эксперимента по ЕГЭ. Параллельно будут продолжены разработка и апробация альтернативных КИМов.
Однако, чтобы работа обеих комиссий была эффективной, по мнению О.Смолина, нужно отсрочить введение ЕГЭ в штатном режиме хотя бы на год. По его словам, «министерство к таким шагам пока не готово, как не готово оно и к радикальному пересмотру своей позиции по вопросам итоговой аттестации, несмотря на ряд предпринятых в последнее время компромиссов».