Детские мечты – это серьезно
Когда я увидела, что наши первоклассники на уроке пишут письмо Деду Морозу, удивилась: так рано? Учительница рассказала, что с первого дня в школе ее малыши учились писать, читать и рисовать для того, чтобы суметь написать письмо Деду Морозу, и вот свершилось.
Письма дети запечатывают в конверты и сдают учителю. А вот дальше – самое деликатное место замысла учителя. Надо настроить родителей на бережное отношение к содержимому конвертов, на тайну и передать им письма.
Я не знаю, что написали дети в этих письмах, но по опыту чтения сочинений «Мои просьбы к Золотой рыбке» могу представить:
«Пусть все люди, звери и птицы будут здоровы и счастливы… чтобы у меня было все, что есть в магазине «Детский мир»… чтобы я получал в школе одни пятерки, а друзей у меня было много… и даже не знаю, что у тебя попросить, мне ничего не хочется».
Эти четыре реплики очерчивают в основном характер просьб детей к чудесному существу. Пусть будет добрый, справедливый мир; пусть будет материальное изобилие; пусть у меня все будет хорошо – и… все равно ничего «такого» не будет.
О чем мечтает ваш ребенок? Вопрос не праздный. Своя мечта есть у каждого, но далеко не каждый может позволить себе ее озвучить – даже внутри себя, не то что перед родителями. Ребенок заранее знает, что «кошка – это рассадник блох и шерсти», что «денег на сто пятую игрушку у нас нет» и «мало ли что ты хочешь, вот будешь сам зарабатывать, тогда...»
Думать про мечты ребенка у нас не принято, иначе как не понять: в будущем вряд ли ему будет нужна кукла Бэби-бом или телефон с играми, а вот травматический опыт запрета на желания может сослужить человеку плохую службу.
Речь идет вовсе не о потакании и исполнении детских прихотей. О работе взрослого с основаниями детских потребностей, о помощи ребенку, который через свои желания пытается заглянуть внутрь себя. Это не практикуется. Недавно в разговоре с третьеклассником спрашиваю: «Какая у тебя мечта?» Ответ: «А что, у меня должна быть мечта?»
Детей надо спрашивать об их мечтах. Это важный момент развития рефлексии, способ понимания себя через свои потребности. И главное: мечты очень часто перерастают в цели, а цели формируют активную позицию человека.
На самом деле ребенку очень трудно описать свои потребности. Хочет то, что есть у приятеля. Хочет одно и то же. Или то, что ежедневно видит в витрине киоска, на экране телевизора. Вот что должно волновать: узкий спектр желаний ребенка, отсутствие индивидуального запроса.
Если нет такого направления в разговорах с ребенком – нет перспективы его развития, зато есть ряд «непонятных» проблем. Одна крайность: «Апатичный. Ему все неинтересно, ничем не пробьешь» – ребенок устал надеяться, совсем перестал мечтать. Другая: «Рассеянный, ухудшилась память, не слышит, когда к нему обращаются» – ребенок отключился от неприятной реальности, целиком ушел в мечтания.
Потому что дети и мечта неразделимы. Даже если ребенок не относит это слово к себе; даже если не озвучивает свои грезы по причине: «мал еще», «глупые какие-то у тебя мечты»; даже если у него никогда ничего не сбывается.
…Вот о чем волнуется учитель, держащий в руках пачку детских писем к Деду Морозу.