О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Специалисты ростовского Центра диагностики и консультирования разработали специальную программу мониторинга школьной образовательной среды и провели пилотажные исследования в отдельных школах города. Исследование выявило ряд проблем, которые, по мнению ученых, отражают специфику нашей системы образования. Так, более 70% детей устают в школе, пишет Г.Данюшевская в статье «Школа и ребенок: проблемы эмоциональной комфортности учебной среды» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ПЛЮС: ДО И ПОСЛЕ», № 9 за 2008 год), у половины учеников утомление сказывается на физиологическом уровне, а более трети школьников не справляются с учебной нагрузкой. При этом к 9 классу интерес к школе сильно падает, а вместе с ним снижается учебная мотивация: только 30% девятиклассников обладают внутренней мотивацией к учению.
Почему исчезает интерес к школе? Первая причина: многие дети не видят жизненной необходимости в тех знаниях, которые им преподают. Во-вторых, ученики склонны оценивать школьную атмосферу как однообразную, а не творческую. В-третьих, школьники считают, что предъявляемые педагогами требования не всегда справедливы. Примечательно, что сама роль ученика все менее принимается детьми. Если в конце 90-х, выполняя задание написать 10 слов в ответ на вопрос «Кто я?», 50–80% детей констатировали: «Я – ученик», то сегодня лишь 40% школьников осознают себя учениками.
В современной педагогике чрезвычайно высок интерес к развитию природной поисковой активности ребенка. Возник даже особый вид обучения, который так и называется – исследовательское обучение (англоязычный аналог – «explorer education»).
Что же отличает исследовательское обучение от других методов и технологий? Прежде всего опора на внутреннюю потребность ребенка в познании, подчеркивает А.Савенков в статье «Принципы исследовательского обучения» («ДИРЕКТОР ШКОЛЫ», № 9 за 2008 год). Сторонники исследовательского обучения исходят из того, что познавательный процесс может начаться в школе только при условии свободы выбора и принятия учеником личной ответственности за собственное образование. Вторая фундаментальная для исследовательского обучения вещь – принцип освоения знаний в единстве со способами их получения. Это значит, что ученик должен не только освоить некое позитивное знание, но и быть хорошо знаком с эволюцией самого знания, а также с путями и методами его получения. Еще один важнейший момент – развитие представления об исследовании как стиле жизни. В таком обучении исследование не просто выступает набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом. Поэтому у детей культивируется представление об исследовании не просто как о наборе частных когнитивных инструментов, позволяющих решать определенные задачи, а как о ведущем способе контакта с окружающим миром, и даже шире – как о стиле жизни, при котором поисковая активность будет играть ведущую роль.
Помимо изложения основных принципов нового подхода автор описывает структурные элементы соответствующей образовательной программы, а также особые требования, которым должен отвечать учитель, ставший на путь исследовательского обучения.
В этом же номере журнала «Директор школы» размещена публикация С.Шпаковской «Школьный “паблик рилейшнз”». Автор рассказывает о том, почему школьным педагогам стоит заниматься налаживанием связей с общественностью и как организовать подобную работу.
Специалисты выделяют четыре направления этой работы в средней школе: способствовать информированию населения в вопросах школьного образования; добиваться нужного уровня финансирования; бороться за общественное признание и сотрудничество в проведении реформ и введении новаций; создавать дружеские рабочие отношения со СМИ.
В практической части статьи автор, в частности, обращает внимание на следующее. Ключевой информационный партнер школы – местные СМИ, но поскольку журналистам обычно не хватает знаний и опыта, чтобы писать, скажем, об изменениях в учебном плане и образовательной политике, школа должна взять инициативу в свои руки и создать программу планового информирования СМИ. Прежде чем начать готовить очередное информационное сообщение, надо как следует подумать над тем, на какую аудиторию вы хотите воздействовать и чего именно добиться.