О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
Вирджиния Экслайн
Игровая терапия
М.: Психотерапия, 2007
Это классический труд по игровой психотерапии, а автор – одна из основоположников этого направления. Однако книга обращена не только к психотерапевтам, детским психологам и социальным работникам. Хотя им, безусловно, будут интересны главы, рассказывающие об особенностях техники, условиях и принципах, которые должен соблюдать в ходе терапии специалист. Большая же часть книги предназначена для родителей, учителей и воспитателей.
Один из разделов так и называется: «Значение игровой терапии для образования». Мы довольно часто используем игру в своей профессиональной деятельности. Но, положа руку на сердце, признаем, что даже в начальной школе ей отводится роль необязательной виньетки. Автор же предлагает педагогам использовать принципы недирективной игровой терапии в ежедневном постоянном общении с ребенком. Это значит, что взрослый принимает ребенка таким, какой он есть, позволяет ему демонстрировать свои настоящие мысли и чувства. И происходит это не в течение специально запланированного времени, а постоянно.
Автор показывает, как новый подход изменяет даже самый обычный урок математики: придумывая условия задачи, ребенок проявляет личностные смыслы, изучает себя и других, а не только правила арифметики.
«Если установлены терапевтические отношения между учеником и преподавателем, многим детям можно помочь понять свои проблемы прежде, чем они станут настолько глобальными, что могут создать серьезное нарушение адаптации». В этом можно убедиться, прочитав многочисленные стенограммы сеансов игровой терапии с проблемными детьми: инфантильными, агрессивными, капризными, боязливыми. Одним словом, с теми, кто постоянно ставит педагогов в тупик своими выходками, реакция на которые зачастую бывает одна – наказание или окрик. Но если верить Вирджинии Экслайн, ответ взрослого и вообще работа с такими детьми может быть совсем иной.
Питер Мак-Ларен
Жизнь в школах:
введение в критическую педагогику
М.: Просвещение, 2007
Это очередная книга из серии «Образование: мировой бестселлер», где печатаются самые значимые труды зарубежных психологов, педагогов, философов образования новейшего времени.
За последние годы мы незаметно привыкли к тому, что школа виновата почти во всех проблемах общества: росте преступности, отсутствии патриотизма, социальной пассивности, плохом здоровье. Пропагандистская кампания против очередной язвы общества обычно заканчивается рекомендациями школе: ввести урок НВП или Закона Божьего, растиражировать здоровьесберегающие технологии или подналечь на патриотическое воспитание. Это значит, что меры приняты, есть с кого спросить. И школа как-то смирилась, хватается то за одно, то за другое и непрерывно оправдывается. За все.
Оказывается, так обстоят дела не только у нас. По словам автора, американские школы «обвиняются в серии различных национальных кризисов, от растущего торгового дефицита до падения нравов и семейной морали».
Питер Мак-Ларен возвращает нас к простой и очевидной мысли о том, что школа лишь часть социума, она страдает от тех же противоречий, что и большой мир вокруг: политических, экономических, религиозных. В разделе, названном «Как я был учителем в пригородном гетто», он очень ярко, в форме собственного учительского дневника, рассказывает о школе «с переполненными классами, большим количеством иммигрантов, устаревшими педагогическими теориями, нелепыми бюрократическими требованиями, недостаточным финансированием…». При этом он, как представитель критической педагогики, считает, что учитель может и должен быть не мальчиком для битья, а активным проводником социальных изменений в обществе.