Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2008
Первая тетрадь
Политика образования

УЧИТЕЛЬСКИЕ ДЕНЬГИ


Вифлеемский Анатолий

Новая система оплаты труда: что это значит на практике

Может произойти так, что на самом деле результатом внедрения НСОТ будет относительное снижение реальной заработной платы педагогов…

С 1 января 2009 года регионы и муниципалитеты должны ввести в действие новые системы оплаты труда (НСОТ); сейчас эти системы находятся в стадии разработки. На всех уровнях власти говорят о повышении зарплаты учителей, которое должно произойти благодаря НСОТ...

Чиновники заявляют, что НСОТ позволяет «уйти от уравниловки», повысить оплату труда наиболее квалифицированных работников. В реальности же произойдет невиданная ранее уравниловка: учитель и школьная уборщица будут получать близкие по размерам зарплаты.
Это легко увидеть, если ставки ЕТС (те, что были в 1992 году, и те, что были снижены в 2000 году) сравнить с коэффициентами, используемыми при введении НСОТ.
Согласно ЕТС оклад учителя превышает оклад уборщицы в 3–7 раз. В тех НСОТ, что сейчас разрабатывают регионы, зачастую нет разницы в окладах педагогического и технического персонала даже в 1,5 раза. То же самое и в дошкольных образовательных учреждениях: зарплаты воспитателя и нянечки практически сравняются.
Почему региональные власти действуют именно так?
Согласно трудовому законодательству никому нельзя платить меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), а он составит с 1 января 2009 года 4330 рублей.
Это отражено в изданном Федеральным агентством по образованию (Рособразование) примерном Положении об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по виду экономической деятельности «образование» (этот документ местные власти используют как образец при издании своих нормативно-правовых актов). Согласно пункту 5 положения месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Итак, теперь уборщица должна получать не менее МРОТ (что, разумеется, справедливо). Для этого ей нужно повысить зарплату в два раза от нынешнего уровня по ЕТС. То же самое и с другим обслуживающим персоналом.
Но при этом, если общий объем средств на повышение зарплаты всем сотрудникам школы должен быть 30% от текущего размера фонда оплаты труда (ФОТ), от трети до двух третей выделенных денег уйдет на доведение зарплаты низкооплачиваемого персонала до уровня МРОТ; также понадобятся деньги, чтобы существенно увеличить оклады руководящих работников (такое увеличение предусматривают все проекты НСОТ).
При этом зачастую средств на повышение зарплаты выделяется меньше, чем 30% от ФОТ, и в результате на прибавку к окладам педагогов останется совсем немного денег. Совершенно понятно, что относительно уборщицы у педагога
зарплата понизится. Хотя формально, в абсолютном выражении, повысится.
Конечно, уборщица также должна получать достойную оплату труда, однако труд учителя, если он, конечно, небезразличен для государства, должен оплачиваться в разы больше (и ЕТС это обеспечивала!), теперь же дифференциация в оплате между обслуживающим и высококвалифицированным персоналом минимальна.
В таблице приведено, какими могли бы быть размеры тарифных ставок, исходя из установленного с 1 января минимального размера оплаты труда (4330 руб.) и тарифных коэффициентов ЕТС.

Таблица

Обратим особое внимание, что это лишь ставки заработной платы (должностные оклады), которые затем еще должны повышаться; к ним должны устанавливаться надбавки. Ни одна новая система оплаты труда, пришедшая на смену ЕТС, не обеспечивает столь высокого повышения уровня оплаты труда квалифицированных работников. При этом не обеспечивается и столь обширная дифференциация в оплате в зависимости от квалификации работника.
Вот, например, какие документы подготовили в Краснодарском крае (Положение об оплате труда работников государственных учреждений образования Краснодарского края, розданное руководителям учреждений и муниципальных органов управления образованием).
Основной оклад (ставка) для младшего воспитателя ДОУ – 4360, а для воспитателя  – 4530. Нет даже 200 рублей разницы!
Оклад учителя – 4550 рублей. К этим основным окладам предусмотрены повышающие коэффициенты. Только на них даже смотреть страшно – без микроскопа их просто не видно.
Для младших воспитателей, имеющих среднее профессиональное образование, этот коэффициент составляет 0,005, а для имеющих высшее образование – целых 0,01. Чтобы было понятнее, в рублях эти повышения составят соответственно 21 рубль 80 копеек и 43 рубля 60 копеек. Для воспитателя или учителя повышение еще меньше: для имеющих высшее образование  – 0,003 (то есть 13 рублей 60 коп.). Правда, если работник получит квалификационную категорию, то ему установят коэффициент более высокий: за вторую категорию  – 0,010, первую – 0,035, высшую  – 0,095. В рублях это означает для воспитателя соответственно 45 рублей 30  коп., 158 рублей 72 коп., 430 рублей 35 коп. Для учителя повышение аналогичное, с разницей примерно в один рубль.
Таким образом, получается, что оклад воспитателя, не имеющего категории, составляет 4543,6 рубля, а у младшего воспитателя – 4381,8 рубля. Учитель с высшей категорией получит ставку (за 18 часов) 4980,35 рубля.
А теперь сравните эти цифры с зарплатой уборщицы (не менее 4330 рублей)!
Итак, все разговоры об оплате за качество работы учителя бессодержательны, так как нет денег серьезно увеличить фонд оплаты труда. Из имеющихся средств можно будет поощрить лишь небольшое число учителей, основные средства уйдут на доведение оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников до МРОТ и премии управленческому персоналу.
Ссылки на то, что в системе НСОТ существуют стимулирующие выплаты в зависимости от качества работы, также безосновательны – чтобы эти выплаты являлись действительно стимулирующими, надо обеспечить оклад выше прожиточного минимума. А пока получается, что даже со стимулирующими выплатами оплата педагога будет находиться на уровне прожиточного минимума и ниже.
При этом следует учитывать, что незначительный рост номинальной заработной платы полностью съест инфляция. Зарплата педагогов школ, детских садов возрастет лишь на 10–20%, а за электричество, газ, коммунальные услуги с нового года придется платить на четверть больше нынешнего. Не меньшим ожидается рост цен и на продукты питания. Также с введением НСОТ может быть отменена надбавка в 1000 рублей за классное руководство, которая выплачивается сейчас из федерального бюджета.

...Сегодня возможно несколько форм борьбы с НСОТ. Наиболее эффективной из них была бы масштабная забастовка с требованием должной зарплаты. Но ожидать, что такая акция протеста профсоюзами будет организована, не приходится.
Однако профсоюзы и сами работники на местах могут что-то сделать.
Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда устанавливаются в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Локальные акты принимает совет образовательного учреждения. Коллективный договор – администрация и совет трудового коллектива, профсоюзная организация. Только в этих документах может быть правовым способом закреплено внедрение НСОТ в конкретном образовательном учреждении. И может быть, если коллектив откажется идти на поводу у чиновников и принимать заведомо ухудшающие положение работников документы, власти будут вынуждены пересмотреть параметры НСОТ или отложить ее введение.
От этого никто не пострадает. Уборщицам должны будут платить все равно 4330 рублей, запланированное увеличение ФОТ произойдет. А вот политический эффект от таких действий будет весьма значительным и, возможно, заставит власти задуматься над реальным решением проблем оплаты труда бюджетников.

Рейтинг@Mail.ru