ФАКТЫ, СОБЫТИЯ, ТЕНДЕНЦИИ
По специальности «педагогика»...
Каким должно быть обучение будущих учителей
В Госдуме прошло заседание «круглого стола», посвященное проблемам развития педагогического образования. Оно состоялось сразу после оглашения президентского послания Федеральному собранию. Напомним, что в послании Дмитрий Медведев заявил: «Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе». Также президент поддержал инициативу объявить 2010 год в России Годом учителя.
Многие депутаты, участвовавшие
в «круглом столе», восприняли заявление президента с оптимизмом. Однако специалисты-практики
это настроение не разделили: по их мнению, в системе педагогического образования накопилось столько проблем, что в пору говорить о ее деградации.
О чем говорит статистика
Вот данные статистики: сегодня педагогов готовит около 300 вузов и филиалов. Из них собственно педагогических – меньше трети (70 университетов и институтов). По сравнению с 2005 годом сеть педвузов сократилась на 9 единиц – за счет интеграции, укрупнения, преобразования в гуманитарные университеты.
Контрольные цифры приема на группу специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогика» неуклонно сокращаются: в 2006 г. – на 8,3 тыс. человек, в 2007 г. – на 4,8 тыс., в 2008 г. – на 4 тыс.
Общее число бюджетных мест сокращается, но в педагогических вузах по-
прежнему недобор абитуриентов. При этом все меньшее число выпускников идут работать по специальности: 37,4% в 2006 году и 25,8% – в 2007-м.
Все это ставит перед специалистами ряд вопросов, которые требуют незамедлительного решения.
Вместе или раздельно?
Главный вопрос: сохранять ли педагогическое образование как особую систему или продолжить объединение педагогических университетов с другими вузами?
Мнения участников обсуждения по этому поводу разделились.
– Качественное педагогическое образование можно получить не только в профильных вузах. Есть масса технических и гуманитарных университетов, в которых успешно реализуются программы педагогического образования, – убежден вице-президент РАО Виктор Болотов.
– Педагогические вузы как особая подсистема высшего образования должны быть сохранены, иначе падение образовательного уровня населения будет продолжаться, – считает заместитель председателя думского Комитета по образованию Олег Смолин. – Реструктуризация педвузов должна происходить только на принципах добровольности и только на основе объединения с вузами родственного профиля.
Однако, как говорили в своих выступлениях представители регионов, именно принцип добровольности чаще всего нарушается на практике. А слияние с другими вузами выхолащивает программы педагогической подготовки.
– Объединять классические университеты с педвузами можно, но при условии сохранения приоритета педагогического образования, – считает ректор РГПУ им. Герцена (г. Санкт-Петербург) Геннадий Бордовский.
Отбор со знаком «минус»
Другая важная задача, которую необходимо решить в ближайшее время, – это преодоление так называемой «негативной селекции» в педвузы.
– Мы предъявляем очень высокие требования к учителю, не понимая того, что отбора в эту самую массовую профессию мы не имеем, – констатировал Геннадий Бордовский.
Участники обсуждения предложили несколько путей выхода из сложившейся ситуации.
В том числе: предоставление абитуриентом портфолио, подтверждающего его способность и стремление работать с детьми; организация дополнительных профессиональных испытаний; дальнейшее развитие и расширение сети профильных педагогических классов на старшей школьной ступени.
Заместитель директора Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Нелли Розина выступила с инициативой включить в перечень олимпиад – педагогические. Напомним, что результаты олимпиад, список которых утверждается Минобрнауки, с 2009 г. будут учитываться при зачислении в вузы – наравне с оценками за ЕГЭ.
С введением двухуровневого образования все жарче разгораются споры о том, насколько целесообразно готовить будущих учителей по программам четырехлетнего бакалавриата.
Большинство участников «круглого стола» убеждены, что за этот срок невозможно осуществить полноценную подготовку педагогов по двум различным специальностям (например, химия и биология, литература и история и т.д.). Именно такие специалисты востребованы в сельских школах и школах малых городов. Кроме того, наличие двух специальностей сегодня дает шанс выпускникам педвузов трудоустроиться в школе.
Демографический спад и реструктуризация школьной сети привели к резкому сокращению педагогических кадров.
Невыполненные обещания
По официальным данным, в системе образования сегодня насчитывается около 167 тыс. безработных. Однако, по мнению заместителя председателя профсоюза работников народного образования и науки Татьяны Куприяновой, эта цифра сильно занижена, поскольку фиксирует лишь количество официально зарегистрированных на бирже труда, но не отражает реальную ситуацию в системе образования, в которой заняты 5,8 млн человек.
В то же время, по свидетельству Т.Куприяновой, на разных уровнях происходят неравномерные процессы: если в
детских садах и высшем образовании (за счет роста филиальной сети) отмечается увеличение числа сотрудников, то в ПТУ, техникумах и школах происходят противоположные процессы, которые далеко не во всех регионах сопровождаются программами переподготовки высвобождающихся кадров с целью их дальнейшего трудоустройства.
Не разработана и нормативная база. До сих пор не принято новое Положение об аттестации педагогов, хотя поручение об этом было дано Минобрнауки еще в
2000 г., не подготовлены квалификационные требования, на основе которых строятся должностные обязанности учителя, не пересмотрена структура его рабочего времени в связи с повышением роли воспитательной работы.
– Отсутствие всех этих норм приводит к тому, что мы опять топчемся на месте. Мы говорим о том, что учитель плох, но не объясняем причины, – констатировала Т.Куприянова в интервью нашей газете.
…Подводя итоги обсуждения, следует отметить, что необходимо менять не только систему педагогического образования, но и отношение государства к подготовке учителя. Еще в августе 2001 года Госсовет принял решение разработать программу «Педагогические кадры». Но это решение так и осталось невыполненным.