ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ
Инициатива обнародована. Что дальше?
Важно, чтобы поддержку получили все образовательные учреждения, а не только школы-лидеры. Иначе школа, может, и будет «новая», но не для всех
Впервые в президентском Послании школьное образование стало едва ли не главной внутриполитической темой. Впервые президент заговорил о материально-технических проблемах школ – и пообещал их решить. Остается только надеяться, что это обещание превратится
в конкретные административные решения и будет выполнено.
Обязанность Президента обращаться с Посланием к Федеральному Собранию зафиксирована в 84-й статье Конституции. Президент должен сообщить депутатам – и гражданам – «о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики».
Первое Послание сделал Борис Ельцин 24 февраля 1994 года; послания девяностых годов имели публицистические заголовки. 1996 год – «Россия, за которую мы в ответе»; 1998 год – «Общими силами – к подъему России».
В двухтысячные годы заголовки из президентских посланий постепенно исчезли, а интерес к ним в обществе согласно опросам Фонда изучения общественного мнения (ФОМ) заметно снизился. Как отмечают эксперты, послания стали в большей степени ориентированными на иностранных политиков – и на политическое сообщество внутри страны.
Тема образования в президентских посланиях поднималась не раз, но чаще всего ей уделялось не более нескольких абзацев. Поэтому первое Послание Президента Дмитрия Медведева, где об образовании говорится на двух с лишним страницах, уже само по себе создает некий прецедент.
Ни одна внутриполитическая тема – реформа армии, финансовый кризис, ни одна отрасль – здравоохранение, сельское хозяйство – такого внимания не удостоились. Более того, президент говорил не об образовании в целом, а конкретно о школе. Поэтому, если читать Послание в отрыве от политического контекста, может даже показаться, что у России множество проблем во внешней политике, а внутри страны только одна, для решения которой требуется целый проект под названием «президентская инициатива» – «соответствие школьного образования целям опережающего развития».
«Школьное образование является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны, – пояснил президент свой выбор. – Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире».
Пожалуй, никто из первых лиц государства раньше не заявлял с такой определенностью: «Школьное образование является решающим».
Конечно, образование объявляли приоритетом национальной политики, однако эта приоритетность, как правило, понималась как обязательство увеличивать финансирование; федеральный образовательный бюджет действительно рос и продолжает расти, но школы, которые находятся на балансе субъектов РФ, от этого выигрывали мало. Самым значительным – в смысле затрат – федеральным проектом в области среднего образования является, вероятно, недавняя интернетизация школ, да и то – два года оплаченного из федеральных средств трафика закончились, и теперь платят за интернет в классах местные власти.
В остальном приоритетность школьного образования выражалась в многочисленных административных реформах: единый экзамен, оптимизация сети школ, нормативно-подушевое финансирование, новые системы оплаты труда… Грубо говоря, школу держали и держат на довольно скудном пайке регионального финансирования, который еще и изрядно варьируется в зависимости от возможностей региона, зато называется все это «единым образовательным пространством» и регламентируется – как в содержательных, так и в административных вопросах – на федеральном уровне.
«Российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова», – заявил в Послании Дмитрий Медведев. Согласно его поручению правительство вскоре должно установить новый порядок формирования материально-технической базы школ.
Одновременно, как сообщает РИА «Новости», Минобрнауки подготовило и направило в правительство проект плана проведения неотложных ремонтных работ в школьных зданиях, находящихся в аварийном состоянии, – соответствующее поручение Дмитрий Медведев дал две недели назад.
Предполагается, что Минрегион, Минобрнауки, МЧС и органы исполнительной власти субъектов РФ с февраля по август 2009 года оценят состояние около 1000 школьных зданий. До сентября 2010 года планируется провести капитальный ремонт всех школ, находящихся в аварийном состоянии. Министерство финансов в сентябре 2009 года оценит расходы региональных бюджетов на эти цели.
Кроме того, Минобрнауки в феврале 2009 года откроет интернет-сайт «Наша школа в опасности», который бы обеспечивал общественный контроль за состоянием школьных зданий.
…Когда-то мы несколько раз звонили в министерство с разными вопросами, касающимися финансирования школ. Ответ был неизменно один: «Это не в нашей компетенции». Только памятные пожары, в которых погибли дети, заставили ведомство – тогда еще Министерство образования – поднять на федеральном уровне вопрос пожарной безопасности в образовательных учреждениях и даже выделить на решение этой проблемы деньги в рамках Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО).
Если теперь Послание Президента заставит федеральные ведомства заниматься проблемами школ – это замечательно. Сколько раз уже в Думе и в правительстве называли статистику – в скольких школах
нет туалетов, в скольких – телефона, но положение не менялось. Даже поменять сплошные решетки на окнах на раздвижные, которые можно открыть в случае пожара, для директоров некоторых школ было проблемой: пожарный надзор требует, а денег – нет.
Разумеется, было бы наивным надеяться, что благодаря президентскому Посланию все материально-технические трудности школ останутся в прошлом. Но уже одно то, что эта тема прозвучала на самом высоком уровне, обнадеживает. И в этом смысле главное, чтобы президентская инициатива «Наша новая школа» не строилась по методу национальных проектов, чтобы поддержку получили все образовательные учреждения, а не только школы-лидеры. Иначе школа, может, и будет «новая», но не для всех.