Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2008
Первая тетрадь
Политика образования

ТЕМА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ


«Наша новая школа»

Выдержки из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации

В прошлом номере «ПС» мы писали о том, что в России скоро появится новый глобальный образовательный проект: такая идея прозвучала недавно на заседании президентского совета по науке, технологиям и образованию. В Послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Медведев более конкретно рассказал о том, что это будет за проект и какие цели он преследует.

 

«…Cистема образования в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа. Передает новым поколениям ценности нации.
Стратегия развития российского образования в целом скоро будет утверждена Правительством. Ее реализация продолжится как в рамках национального проекта, так и с опорой на недавно принятое законодательство. Сегодня же основной акцент я сделаю на школьном образовании. Оно представляет собой один из определяющих и самых длительных этапов жизни каждого человека. Является решающим как для индивидуального успеха, так и для долгосрочного развития всей страны.
Совсем недавно – вместе с профессиональным сообществом – мы обсуждали базовые параметры модернизации школы. Ее главным результатом должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. На основе этих предложений будет подготовлена Национальная образовательная стратегия  – инициатива «Наша новая школа». И ее составляющими станут пять направлений.
Первое направление. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования. Предлагаю в сжатые сроки разработать именно такое, новое поколение образовательных стандартов. Их подготовка затянулась.
Второе. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Третье. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. И нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации. Но что еще более важно – для пополнения школ новым поколением учителей. Причем вовсе не обязательно – только с педагогическим образованием.
Поддерживаю предложение образовательного сообщества об объявлении 2010 года в России Годом учителя. И хотел бы подчеркнуть – мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе. Но и сами педагоги должны внимательно относиться к ученикам, уважительно относиться к ним. Должны помогать им становиться самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Четвертое. Сам облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значительно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет и увлекательно, и интересно. Если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом.
Обращаю внимание: российская школа не имеет права быть ветхой – и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Необходимы не только новые образовательные стандарты, но и новые нормы проектирования школьных зданий и кабинетов, оснащения медпунктов, столовых и спортивных залов. Находиться в школе ребенку должно быть комфортно – и психологически, и физически.
Поручаю Правительству разработать в самое ближайшее время новые принципы работы школ, а также – порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. При этом – необходимо в полной мере использовать результаты, полученные в ходе реализации нацпроекта «Образование».
Пятое. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников – просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону – нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного подхода в этом вопросе. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход  – минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения. Тем более что к перегруженным программам обучения в обществе тоже много вопросов.
Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».

Цитируется по официальному сайту Президента РФ www.kremlin.ru/

Рейтинг@Mail.ru