Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2008
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Иваницкая Елена

Когда семейный круг становится порочным...

Есть ли у подростка шанс из него вырваться?

Специалисты научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации вот уже двадцать лет изучают влияние родительской семьи на формирование подростков, ставших правонарушителями. Недавнее исследование, которое было проведено в Воронежском филиале, выявило, что абсолютное большинство нынешних юных правонарушителей – это дети «при живых родителях». Сирот за колючей проволокой оказалось только 3,9%.

Спонсор публикации статьи интернет проект «Контрольная работа». На страницах проекта, который располагается по адресу www.kontrolnaya-rabota.ru, Вы найдете удобные математические и инженерные онлайн калькулЯторы, и другие сервисы, которые позволят быстро найти факториал, транспонировать матрицы, рассчитывать угол между векторами, строить графики в декартовой системе координат, и решать многие другие задачи и уравнения. Все услуги проекта «Контрольная работа» предоставляются бесплатно и без регистрации.

Отличается ли чем-то семья, в которой растет потенциальный правонарушитель? Да, утверждают специалисты. На юридическом языке такая семья называется «семьей, находящейся в социально опасном положении». Это понятие в нашей стране введено Федеральным законом № 120-ФЗ в 1999 году.
Закон гласит: семьи, находящиеся в социально опасном положении, – это семьи, где родители (или законные представители) несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. А дети, попавшие в социально опасное положение, – это те несовершеннолетние, которые вследствие безнадзорности или беспризорности совершают различные правонарушения или антиобщественные действия.
В соответствии с этим законом подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних обязаны ставить такие семьи на учет и заниматься профилактикой. Однако выявление таких семей сопряжено с большими трудностями. Обычно их социально опасное положение обнаруживается уже после того, как подросток серьезно оступился. Но даже когда этого подростка ставят на учет, его семья далеко не всегда попадает в поле зрения специалистов.
Раньше считалось, что виновата во всем неблагополучная «семейная демо-
графия». И хотя этот фактор по-прежнему значимый, его опасность за последние годы уменьшилась. В 1990 году свыше 60% несовершеннолетних правонарушителей воспитывались именно в неполной семье, а в настоящее время – только 51,5%. Зато в 1990 году не имели братьев и сестер лишь 25% правонарушителей, а сейчас уже 40% из них – единственные дети в семье.
Нравственно-правовой облик семей подростков, состоящих на учете за правонарушения, свидетельствует о негативном влиянии семьи на детей. В особо сложных условиях воспитывались дети, попавшие в места лишения свободы. Из них половина мальчиков и три четверти девочек имели ранее судимых близких родственников, в том числе родителей  – 60%, братьев – 35%. В 32% семей родители постоянно пьянствовали, а их вечный «праздник» сопровождался скандалами и драками (16%).
50% всех преступлений в быту совершается в присутствии детей. Да и сами они нередко становятся жертвами насилия и жестокости. Изучение дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними, показало, что в большинстве случаев преступлению предшествовали длительные конфликтные отношения между будущей жертвой (чаще всего это отцы или отчимы) и будущим осужденным. В каждой четвертой семье отцы или отчимы систематически терроризировали несовершеннолетнего или его близких и в конце концов провоцировали преступление.
42% несовершеннолетних правонарушителей совершили преступление в нетрезвом виде. Опрашивая воспитанников колоний, исследователи выяснили, что каждый седьмой подросток начал курить в первом-втором классе, употреблять алкоголь – в четвертом-пятом классе, причем 67% ребят выпивали вместе с родителями и родственниками. А 28% – подсели на наркотики, впервые попробовав их не где-нибудь в подворотне, а дома, в кругу семьи!
В последнее время мотивом совершения преступлений подростками становится корысть. И если этим мотивом (добыча вещей и денег) объяснялось 43% преступлений подростков в 1980 году, 50% – в 1990-м, 67% – в 1997-м, то сегодня их уже 84%. И даже находясь в местах лишения свободы, подростки признаются, что не исключают возможности повторного преступления «ради того, чтобы разбогатеть». Теперь такие мотивы, как месть, зависть, ревность, повышение собственного авторитета, побуждают к преступлению лишь от 1% подростков (мотив ревности) до 12% (мотив утверждения авторитета).
Материальное положение семей юных правонарушителей, как правило, чрезвычайно тяжелое. Свыше 60% детей постоянно испытывали нужду в еде и одежде, потому что 35% отцов и матерей – безработные. Объяснения разные: не могут работать по болезни (8%), не получается устроиться (13%), не хотят работать (9%). В Московской, Брянской, Ивановской и Тамбовской областях у 40% матерей нет постоянного источника дохода. А ведь половина подростков-правонарушителей растут в неполной семье, где единственный кормилец – мать.
Девиантное поведение подростков исследователи связывают и со сложными жилищными условиями. В большинстве семей, где воспитывались малолетние преступники, у детей не было не то что отдельной комнаты, но даже выделенного для них угла.
При этом почти треть родителей либо оправдывают совершенное преступление, либо не дают ему никакой оценки.
В семьях подростков-правонарушителей разрушен эмоциональный контакт ребенка с обоими родителями или с одним из них. Наиболее часты случаи, когда мальчики не ладят с отцами (75%). В таких семьях отмечается и значительное снижение уровня взаимопонимания, не говоря уж о каком-либо сотрудничестве между родителями и ребенком (60%).
Исследуя отношения родителей с детьми в семьях несовершеннолетних правонарушителей, специалисты обнаружили, что лет пятнадцать назад чрезмерное потакание ребенку было характерно для подавляющего большинства семей – 71,9%. Лишь около 10% родителей проявляли к ребенку безразличие, холодность и суровую сдержанность, а излишнюю требовательность выказывали и того меньше  – 8%.
Казалось, причина правонарушений подростков найдена: родители «чересчур добренькие». Вот «кумир семьи» и привыкает к вседозволенности, распускается, не встречая родительского отпора, твердости и требовательности.
И словно подслушав мнение специалистов, нынешние родители резко изменили свое отношение к детям. Типичными теперь стали не доброта и потакание (всего обнаружилось 26% «добреньких» семей по стране, а в Белгородской области  – и вовсе 2%), а чрезмерная требовательность – 75%. Между тем подростков, совершающих преступления, сегодня ничуть не меньше. Обобщая криминогенные факторы, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, исследователи выделяют несколько принципиально значимых, создающих «зону повышенного риска»:
– наличие судимых родственников;
– злоупотребление в семье спиртными напитками;
– воспитание в неполной семье;
– тяжелое материальное положение семьи;
– грубость, жестокость родителей;
– физические методы наказания;
– воспитание в условиях эмоционального неблагополучия.
Об эмоциональном неблагополучии семьи как источнике всех детских бед специалисты заговорили сравнительно недавно, но изучение таких семей уже началось, и они классифицированы на типы. Они бывают:
– отчужденными: в семейной атмосфере преобладают холодность, равнодушие, замкнутость родителей на собственных проблемах, безразличие к ребенку;
– напряженными: в доме «нечем дышать», недоброжелательная обстановка душит, давит, взрослые члены семьи постоянно готовы к «взрыву» и чуть что – «отводят душу» на ребенке;
– хаотическими: родительские установки и требования непоследовательны и противоречивы, ребенок – «козел отпущения», всегда виноват, потому что не может им следовать, даже если старается;
– формальными: забота и доброжелательность носят чисто внешний, показной характер, рассчитанный на посторонних, а в реальности ребенок одинок и обречен на экстремальное выживание;
– жесткими: в семье установлен строжайший диктат, где ребенку безоговорочно отведена роль подчиненного и действуют суровые требования и наказания.
Учителю остается только пристальнее присмотреться к семьям своих отчаянно хулиганящих учеников, чтобы решить, как им можно помочь.
Что бы ребенок ни натворил, он все равно достоин помощи и внимания. Конечно, все это на грани невозможного но все-таки, а вдруг именно ваше участие и спасет его? К тому же, возможно, вы окажетесь единственным человеком, действительно заинтересованным в судьбе юного правонарушителя. А в союзники можно взять уполномоченного по правам ребенка.


Уполномоченный по правам ребенка

Москва
Алексей Иванович Головань
Телефон: (495) 957-05-85
Факс: (495) 957-05-99

Санкт-Петербург
Любовь Григорьевна Тарита
Телефон: (812) 314-69-05
Факс: (812) 310-13-78

Ивановская область
Наталья Львовна Ковалева
Телефон: (4932) 41-92-21

Краснодарский край
Галина Степановна Дорошенко
Телефон: (861) 268-43-15
Факс: (861) 268-41-17

Пермский край
Павел Владимирович Миков
Телефоны: (3422) 35-14-57, 35-10-35

Самарская область
Татьяна Владимировна Козлова
Телефон: (846) 332-75-62

Ростовская область
Алевтина Михайловна Васильева
Телефон: (863) 280-06-03
Факс: (863) 280-06-04

Республика Дагестан
Интизар Адуллаевна Мамутаева
Телефон: (8722) 67-88-05
Факс: (8722) 67-30-31

Республика Северная Осетия–Алания
Таисия Захаровна Ногаева
Телефон: (8672) 53-30-71
Факс: (8762) 53-35-31

Чеченская Республика
Султанбек Бертович Кадиев
Телефон: (8712) 23-37-72
Факс: (8712) 22-29-17

Республика Саха (Якутия)
Анна Афанасьевна Соловьева
Телефон: (4112) 42-49-87
Факс: (4112) 43-55-57

Литература по теме

Бессчетнова Оксана. Насилие к детям в семье как проблема социальной безопасности гражданского общества.
Балашов, издательство «АРЬЯ», 2006.

Ганичева Ирина. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних.
Москва, издательство Московского психолого-социального института, 2006.

Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита.
Москва, издательство ИПК и ПРНО, 1999.

Здравомыслова Ольга. Обыкновенное зло: исследование насилия в семье.
Москва, издательство «УРСС», 2003.

Зиновьева Наталья. Психология и психотерапия насилия: ребенок в кризисной ситуации.
Санкт-Петербург, издательство «Речь», 2005.

Погожева Ольга. Подростковая преступность: причины и следствия.
Ставрополь, издательство «Сервисшкола», 2005.

Смотрова Любовь. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Саратов, издательство «Наука», 2007.

Целуйко Валентина. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей.
Москва, издательство «Владос-Пресс», 2003.

Рейтинг@Mail.ru