О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
За журнальным столом
Обозрение педагогической печати
Спонсор публикации статьи: свадебный салон «Дом Весты» предлагает купить свадебные платья в Москве. Каталог «свадебные платья недорого» от европейских производителей сочетает доступные цены и качество. Сотрудники салона помогут выбрать платье и аксессуары, а так осуществят подгонку платья по длине и фигуре. Подробнее ознакомиться с каталогом можно на сайте свадебного салона «Дом Весты», который располагается по адресу http://domvesta.ru/
Очередной номер журнала «Начальная школа плюс: до и после» (№ 8 за 2008 год) посвящен проблемно-диалогическому обучению. Журнал открывает публикация Е.Мельниковой «Что такое проблемный диалог», где раскрывается суть этой пока еще малознакомой большинству педагогов технологии обучения. Как пишет автор, проблемный диалог состоит из двух этапов: постановки проблемы (формулирования темы урока или вопроса для исследования) и поиска ее решения. И первую, и вторую задачу осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Различают побуждающий и подводящий проблемный диалог. Побуждающий выстраивается посредством отдельных стимулирующих реплик учителя, которые помогают ученику выработать творческий подход к работе. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление школьников.
В статье на конкретных примерах описываются различные приемы выстраивания проблемного диалога. Например, для уроков естествознания и обществознания характерно создание проблемной ситуации через предъявление двух противоречивых фактов (теорий, мнений), после которого учитель задает следующие побуждающие к размышлению вопросы: «Что вас удивило?», «Какое здесь наблюдается противоречие?».
В этом же номере журнала – статья С.Поздеевой «Учебная дискуссия: поиск новых форм». Автор представляет методику организации письменной дискуссии, которая является одним из видов проблемного диалога. В чем достоинства этой формы работы? Письменная дискуссия позволяет нивелировать «издержки» устной формы дискуссионного обсуждения: пассивность многих детей (робких, медлительных, испытывающих трудности в учебе), крайнюю сложность вовлечения в работу всех учеников. В ходе письменной дискуссии каждый ребенок получает возможность высказать свою точку зрения и после совместного обсуждения (общего или группового) подвести рефлексивный итог работы на уроке.
В публикации подробно описываются четыре стадии проведения письменной дискуссии: «Подумай сам и напиши» (все начинается с формулировки проблемной ситуации или проблемного вопроса, ответ на который каждый ученик должен найти самостоятельно и письменно обосновать свою позицию); «Вот так мы думаем» (на этом этапе учитель представляет на доске все выдвинутые версии); «Давайте пообсуждаем вместе»; «Подведем итоги» (на отдельных листочках дети пишут, что нового они узнали, поняли, чему научились в процессе занятия).
Зачастую совет учителя посетить психолога родители воспринимают как обвинение. Почему? У многих пап и мам есть бессознательное опасение, что психолог припишет им всю ответственность за неудачи ребенка. Но есть и другая, не менее важная причина, которая связана с поведением самого педагога.
Как отмечает О.Старостина в статье «Такой нелегкий путь к психологу» («Директор школы», № 8 за 2008 год), вступая во взаимодействие с родителями, учителя иногда действуют с позиции «суперэго» (в психологии этот термин обозначает внутреннюю психическую инстанцию, которая является олицетворением морали, «конгломератом идеалов, ценностей, запретов и приказаний», а также выполняет функцию «слежения» за действиями человека, поощряя или критикуя их). В этом случае общение с учителем превращается в разговор с прокурором или следователем. А какой может быть естественная реакция на обвинительный тон? Конечно же, активная защита. Понятно, что ни к чему хорошему подобный «диалог» привести не может. Более того, родители начинают злиться на своих детей, которые заставили их пережить неприятный разговор.
«Однако рекомендацию учителя проконсультироваться у психолога родители могут услышать и по-другому, с иными чувствами», – утверждает автор статьи. Такое бывает, если учитель не занимает обвиняющей позиции и не атакует родителей, даже если они склонны предъявлять претензии ему. Как ни странно, чем значительнее проблемы ребенка, тем меньше в разговоре с родителями рекомендуется использовать директивы, советы и порицания. Дело в том, что степень выраженности трудностей ребенка обычно прямо пропорциональна напряжению и тревоге родителей.
Так что же – спокойно говорить о том, что семиклассник вымогает у малышей деньги или что он организовал травлю одноклассника? Нет, отвечает О.Старостина, речь идет не о притворстве и бесстрастии учителя, а только о стремлении избежать личных оценок и обвинений. Важно также спросить родителей, как они сами оценивают ситуацию, что пытались предпринять и какие результаты их действия приносили. И что, на их взгляд, может служить причиной поведения ребенка. Так, действуя в спокойной и доброжелательной манере, учитель может значительно разрядить «аффективный заряд» родителей, что даст им возможность по-другому отнестись к его предложениям.